Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Нанда-Дэви
1941

Н.К.Рерих. Нанда-Дэви. 1941

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1006&size=3

              
Атрибуты картины

Название Нанда-Дэви
Год 1941
Где находится Новосибирский государственный художественный музей. Россия
Материалы, размеры Холст, темпера, 61 x 122.3 см.
Источник Научная картотека Новосибирского государственного художественного музея
Примечание № Ж-82, инв. № КП 582, 041003
См. все одноименные картины

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

Изумительно, как горы ежечасно, до неузнаваемости меняют свой облик от касания солнечного луча, словно великий Мастер коснулся вершин своей волшебной кистью и преображает их вид по своему вдохновенному настроению. Это видно хотя бы по двум вариантам картины «Нанда Деви» (1941). Вся гора полыхает золотисто-оранжевым пламенем, словно алмазный исполинский жар-цвет. Второй вариант — тот же утес спокойно струится белым солнечным светом.

«Сама Природа, — говорит Елена Ивановна Рерих, — есть выражение высшего искусства в постоянном творчестве».

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

Образ «Нанда-Дэви» (1941) из Новосибирской картинной галереи во многом созвучен наставлениям Го Си, написанным ещё в X веке: «В природе нужно уметь выделить главное, подчинить ему детали, обобщать увиденное. Величественная высокая гора – хозяин над всеми местными горами, и они располагаются вокруг неё в определённом порядке. Она – вождь всего, что далеко и близко, что высится и что покоится внизу. Она имеет возвышенный облик царя, окружённого придворными» 77. В картине Рериха Нанда-Дэви изображена в виде гигантской пирамиды с проглядывающим в ней антропоморфным ликом, окружённой кольцом более мелких кристаллических пирамид, отстоящих в великом почтении.

77.Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. С. 83.

Е.П. МАТОЧКИН Древний Китай в творчестве Н.К. Рериха.//Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Образ "Нанда Дэви" (1941) из Новосибирской картинной галереи создан явно в развитии наставлений Го Си, написанных еще в X веке: "В природе нужно уметь выделить главное, подчинить ему детали, обобщать увиденное. Величественная высокая гора - хозяин над всеми местными горами, и они располагаются вокруг нее в определенном порядке. Она - вождь всего, что далеко и близко, что высится и что покоится внизу. Она имеет возвышенный облик царя, окруженного придворными." [21] В картине Рериха Нанда Деви - Властелин духов - дэв изображен в виде гигантской пирамиды с проглядывающей в ней антропоморфным ликом, окруженной кольцом более мелких кристаллических пирамид, отстоящих в великом почтении.

21. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. - М.: Изобразительное искусство, 1972 - с.83

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Нанда Дэви.

Изображена одна из прекраснейших вершин центральной части Гималаев. Радостной торжественностью дышит это полотно. Его надземный свет влечет любителей прекрасного и воспринимается как чудо живописи. Здесь всё просто - бирюзовое небо и необозримый горный мир уже с первого взгляда рождают ощущение Космической беспредельности. И, несмотря на то, что на картине отсутствует изображение человека, природа здесь не мертва и не пустынна. Она одухотворена мыслями и высокими чувствами, которые рождались в сердце художника.

Самая высокая часть вершины как бы раздвоена - это символ мужского и женского начал, которые явно различаются при внимательном рассмотрении полотна. Исключительный интерес и восторг духа вызывают все пейзажи Рериха из цикла "Гималаи". Они открывают красоту горного мира Востока. "В них схвачен дух Гималаев и дух Индии",- так отметила искренность пейзажей русского художника Индира Ганди. По глубокому убеждению художника, красота природы - тот вечный источник, который возвышает и облагораживает душу человека. Горы символизируют духовное возрождение, приближение к вечности, гармонии, Свету.

Для горных пейзажей Рериха свойственны героико-поэтическая трактовка природы, монументальность, декоративность, космичность. Композиция каждого произведения строго продумана, уравновешена, гармонична. Форма чётка и выразительна. Разработанная им живописно-изобразительная система относится к новаторским достижениям ХХ века и устремлена в будущее. Мы навсегда запоминаем гармоничные и светоносные рериховские цвета - синие, бирюзовые, сиреневые, розовые, янтарно-желтые. Интенсивность цвета всегда взаимосвязана также и с образным строем и философским содержанием картины. "Эти плавленные чистейшие драгоценные камни звучат целыми симфониями реальной красоты, которой еще не знавал мир",- сказал о рериховском колорите писатель В.Иванов.

Одним хорошо в долинах, другим и в болотах сладко;

Живут в городских коробках, блаженствуют на морях.

Но есть и такие люди, которые любят горы;

Их тянет неудержимо к высотам и небесам.

Вершины благословенны, Величье их - пища духа,

ПРосторы земли и неба оттуда вокруг виды.

Как часто мы вместе всходим на пики суровых кряжей;

Как мы понимаем скалы и братьями их зовем.

И воздух снегов мы любим, и отблески звезд на льдинах,

И звон тишины нездешней, зовущей в надземный храм.

В мечтах ли уходим в горы, восходим ли в плотном теле -

Не в этом причина счастья, ведь главное - что мы там.

Решает судьбу стремленье к высотам и светлой цели;

Решает судьбу - горенье, решает судьбу - любовь!

Н.Спирина

Урикова Н.В.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика