Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1047&size=3
|
||||||
|
||||||
|
||||||
...Остатки свайных жилищ указывают на развитую хозяйственность. Были ли у нас свайные постройки? Пока неизвестно, но они были, конечно. Идея сваи, идея искусственного изолирования жилья над землею в пределах России существует издавна. Много веков прожили сибирские и уральские «сайвы» – домики на столбах, где охотники скрывают шкуры. В меновой древнейшей торговле такие склады играли большую роль. Здесь мы у большой древности. Погребение но Нестору «на столбах при путех» – избы смерти славянской старины, сказочные избушки на курьих ножках – все это вращается около идеи свайной постройки. |
||||||
|
||||||
"Рерих не отображал сегодняшний день и не воскрешал былую декоративность. Рерих учил. Учил обращением к многовековому прошлому народа, к его далеким корням, к легендам и преданиям. Рерих смело раздвигал временные рамки и показывал то далекую первобытность, то древних славян, их языческие верования, их с трудом угадываемую жизнь, их красочные праздники, обряды, одежды. Жизнь народа была неразрывно связана с природой, и эта связь тоже подчеркнута художником. В отличие от всех своих современников и предшественников Николай Константинович снабжал свои картины и рисунки необычными но значимости и глубине подписями. Его подписи не просто обозначали содержание картины, а выходили далеко за пределы изображенного, уводили в раскрывающийся мир широких обобщений и ассоциаций. На холмике юноша в холщовом одеянии играет на свирели... Картина названа «Человечьи праотцы»; зритель, прочтя название, замечает вокруг этого славянского Орфея тихо лежащих медведей, завороженных музыкой. Целые тома рассуждений о первобытном тотемизме не заменят того ощущения сродства звериных и человеческих душ, которое возникает при сочетании картины и углубляющей ее нехитрое содержание надписи. Одна из ранних картин Рериха — «Гонец»: двое славян проплывают в челноко-долбленке мимо городища на высоком берегу реки. Все просто, все замкнуто в небольшом пространстве. Но у подписи есть продолжение: «Восстал род на род». Это слова древнего летописца, сокрушавшегося о междоусобных войнах. И у зрителя-читателя расширяются рамки восприятия, он видит целые племена, он узнает об их вражде, так дисгармонирующей с мирным поселком на горе, он уже хочет, чтобы скорее доплыл удрученный печалью гонец и приостановил усобицу. Зритель становится участником событий русской истории IX-X вв. Небольшой рисунок: девушка с веткой рябины на песчаном морском берегу; на ней украшения, известные нам по раскопкам латышских могильников X в. Научная реконструкция археологического объекта? Нет, неизмеримо больше — надпись: «За морями земли великие». И в памяти человека, рассматривающего рисунок, встают повествования о кораблях викингов, о далеком кружном пути «из Варяг в Греки», ведшем морями из Балтики в океан, через Гибралтар в Средиземное море, в Рим, в «жребий Хамов» (Африку) и в величественную столицу Византии — Царьград... А нарисована ведь всего-навсего крестьянская девушка, всматривающаяся в морскую даль. Мудрое наречение картин подводит нас к другой, еще недостаточно изученной, стороне творчества Рериха — к его литературной деятельности, которую необходимо соотнести со всей суммой его живописных работ. Славяно-русский период творчества Н.К.Рериха был углублением в далекое прошлое России и художник вступал здесь в соревнование с целой когортой русских исторических живописцев, возглавленной в то время В.М.Васнецовым. Достоверны васнецовские богатыри; их доспехи срисованы с музейных экспонатов. Красочны и реалистичны картины на сказочные сюжеты, но реализм, иногда переходящий в натурализм, разрушает колдовское волшебство сказки, диссонирует с ним, а тщательно выписанная картина порою кажется изображением театральной сцены. Васнецовский подход к исторической живописи нужен, но персонажи его картин выглядят людьми XIX в., переодетыми в костюмы, сшитые по старым образцам. Полотна Рериха создавались на новых, совершенно иных принципах, и его живопись отличалась от старой исторической школы примерно так же, как психология отличается от анатомии. Вдумываясь в облик славянского мира в глубокой древности, Рерих однако не ограничивался наитием художника: он сам вел археологические раскопки и хорошо знал подлинные остатки древней жизни. Чутье художника помогало ему предугадывать будущие археологические открытия. На рисунке «Изба смерти» Рерих дал умозрительную конструкцию славянского языческого погребального сооружения. Через три десятка лет раскопки на Верхнем Дону подтвердили предсказание художника. Одной из постоянных забот Николая Константиновича была охрана памятников культуры прошлого от варварского разрушения или от не менее варварской «реставрации» в интересах неразборчивого благолепия. В своем творчестве Рериху удалось такое воссоздание духа времени, которое слило воедино романтику и достоверность, символику образов и передачу важных размышлений о корнях народной культуры. Новизной формы и философской глубиной содержания Рерих сразу покорил современников и, что не всегда случается с новаторами, сохранил силу своего магического воздействия и на потомков. Чем выше поднимается наш культурный уровень, тем шире становится круг почитателей этого проникновенного художника." Фрагмент статьи "Новизна формы и философская глубина" Академик Б.А.Рыбаков |
||||||
|
||||||
Более правильно мысль о "столбах" выразил художник Н. К. Рерих в своей картине "Изба смерти", где небольшая избушка стоит на четырех лапах; это навеяно сказочным образом зловещей "избушки на курьих ножках" Бабы-Яги, богини смерти. |
||||||
|
||||||
...Если продолжить разговор о других исторических предвидениях Рериха, то, по словам академика Б.А.Рыбакова, «чутьё художника помогало ему предугадывать будущие археологические открытия. На рисунке «Изба смерти» Рерих дал умозрительную конструкцию славянского языческого погребального сооружения. Через три десятка лет раскопки на Верхнем Дону подтвердили предсказание художника» 16 о том, что на территории озёрного края будут найдены свайные постройки на заливаемых или заболоченных местах.
Николай Константинович пишет: «Идея сваи, идея искусственного изолирования жилья над землёю в пределах России существует издавна. (...) Здесь мы у большой древности. ...Избы смерти славянской старины, сказочные избушки на курьих ножках — всё это вращается около идеи свайной постройки»17.
Такие постройки изображены и на нескольких работах Рериха, в их числе: «Соловей-разбойник» (панно из сюиты «Богатырский фриз», 1910), «Озёрная деревня» (1915), «Небесный бой» (1915), «Каменный век» (1910) и другие.
-------------------------------------------------------------------------------- 16 Петербургский Рериховский сборник. Т. II – III. С . 759 – 760. 17 Там же. С. 702.
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |