• Космогоническая тема по-прежнему остается ведущей в творчестве Рериха. Своеобразное воплощение получила она в серии картин “Вечные всадники”, 1918. Романтические образы рыцарей ночи, дня, утра и вечера, рождённые облаками, проносятся над землей в таинственных отблесках света [40, с. 63].
• “Другая волнующая художника тема — это вечно прекрасная, вечно святая тайна неба. К ней художник подошёл уже давно — вспомним только “Небесный бой”, “Звёздные руны”, “Облако” и один из эскизов к “Весне священной” (чудный гимн весеннему небу). Ныне же эта тема углубляется и одухотворяется. Мастер всё вдохновеннее вглядывается в нетленную красу небесных созвездий, всё крепче хочет связать её с тайной земли, всё убеждённее ищет родственные нити между миром “этим” и “тем” [26, с. 37. ]
Через всё творчество Рериха проходит тема облаков... . облака, поразившие его необычайной формой, выражающие “высшие” силы и “веления” (“Небесный бой”, “Веления неба” и другие); в зарубежный период появляются “облака”, заключающие в себе тайну — “Облако-вестник”, 1918, “Вещее облако”, 1912.
• Картины “Небесный бой”, “Видение”, “Веления неба”, “Ждущая Карелия” и многие другие построены исключительно на облачных образованьях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда она на высотах делается тёмно-ультрамариновой, почти фиолетовой. Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений. Доктор говорил нам, прощаясь вечером: “До свиданья, а может быть и прощайте — вот так люди и замерзают”. Но в это же время уже сияли мириады звезд, и эти “звёздные руны” напоминали, что ни печаль, ни отчаяния не уместны. Были картины “Звёздные руны” и “Звезда героя”, и “Звезда Матери Мира”, построенные на богатствах ночного небосклона. И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными. Люди определённо делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых его дней уже предлагается несказуемая по красоте своей небесная книга. Была и картина “Книга голубиная” [35, с. 259].
26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.
35. Н.Рерих. Листы дневника. том 2, МЦР, М., 1995г., 511с.
40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с