Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Кулута. # 37b
1937

Н.К.Рерих. Кулута. # 37b. 1937

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1057&size=3

  
Атрибуты картины

Название Кулута. # 37b
Год 1937
Где находится Латвийский Национальный художественный музей. Рига. Латвия
Материалы, размеры Картон, темпера. 31 x 46 см.
Источник Коллекция картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в Государственном художественном музее Латвии. Информация с сайта "Свет Огня" http://www.uguns.org/articles_html/038.html
Примечание На обороте: 37b
Инв. № AMM GL-1289, VMM GL-2200.
№ сводного каталога: 703469

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Долина Кулу.(1937 г.)

"Перед нами прекрасное полотно Н.К.Рериха "Долина Кулу". Сложная гамма синих, голубых, суть фиолетовых, тонко соркестрированных в сложнейшую симфонию кристально чистых красок, то густо-темных, то нежно-светлых. Насыщенные отблесками безоблачного неба, тени контрастируют с ослепительной белизной снега, изломанные силуэты скал с плавными очертаниями горных склонов."

"Священная долина Кулу лежит, скрытая на границе Лахула и Тибета, образуя самую северную часть Пенджаба. Самые значительные имена и события собраны в этой благотворной долине. Она называется Серебряной Долиной. Зимой ли, когда снег искрится, или весной, когда фруктовые деревья покрыты снежно-белыми цветами, долина одинаково хорошо заслуживает своё название. В этом древнем месте имеется 360 богов. Среди них и Готама Риши, и Акбар Великий, и все учителя и герои, кто мечом, а кто духом выигрывавшие великие битвы.

На горном склоне над каждой деревней можно увидеть гребень древних гигантских хвойных деревьев или деодаров. Все эти места священные для 360 богов славной долины Кулу или, как называли её древние, Кулута. Эти места отмечены индийскими пандитами, старыми тибетцами и известным китайским путешественником 17 столетия Сюань-цанем.

После великой войны, описанной в Махабхарате, Пандавы пришли в Наггар и выше храма Тхавы построили свой замок, остатки которого видны до сих пор. Здесь, в долине Кулу, жил также Вьяса, составитель Махабхараты. Здесь находится Вьясакунд, священное место исполнения всех желаний. В Баждаура, около реки Беас, стоит храм, связанный с именем Гессер-хана. Придя со стороны Ладака, великий герой настиг здесь своих врагов и победил их. На этой же реке Беас, называемой в истории Гипатосом, около Мандди, остановился Александр Великий. Холм связан с именем завоевателя. На вершине холма лежат руины.

Здесь также по-соседству находится знаменитое Озеро Равалсар, место, где жил великий Учитель Падма Самбхава. Тысячи пиллигримов посещают это замечательное место, приходя из-за горных хребтов Тибета, Сиккима, Ладака и Лахула, где процветает буддизм. Установлено, что Кулу и Манди есть та священная земля Захор, которая так часто упоминается в древних хрониках. Здесь, после преследования нечестивого Короля Ландарма были спрятаны самые древние книги. Даже место этих захороненных сокровищ указано приблизительно.

В Наггаре показывают пещеру знаменитого духовного учителя Пахари Баба, который заставил местного раджу вести набожную жизнь. Это прекрасное тихое место, спрятавшееся среди густых деодаров и хвойных деревьев. Маленький звенящий ручей, и птицы перекликаются друг с другом. Брамин охраняет священную пещеру, которая сейчас украшена храмом. Главным божеством этого храма является изображение, как называет его брамин, - Тараната. Он выносит изображение из храма, и в нем нельзя не узнать Татхагату, Готаму Будду - Учителя. Таким образом, индуизм горных пахари смешался с его предшественником - буддизмом. В других храмах можно также увидеть, помимо Шивы, Кали и Вишну, изображения Будды, Майтрейи и Авалокитишвары. И все эти памятные изображения отражены в собрании 360 Риши, защитников и держателей этого благословенного края.

Камни говорят о прошлом. Но к северу от Кулу поднимаются пики основной цепи Гималаев. За ними лежит дорога на Лахул и Ладак, а главный белый исполин называется Гуру-Гури Дхар - "путь Духовного Учителя". Эта концепция объединяет всех Риши в великое единое целое, ведя по пути к Высотам". (Н.К.Рерих. Химават, ст."Боги Кулуты".)

Урикова Н.В.

А.Д. АЛЕХИН «Творческий метод Н.К. Рериха». «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

Всю жизнь Рерих остается верен идеалам своей молодости. Поздний период творчества Рериха не противоречит раннему, а естественно и последовательно из него вытекает. В картинах позднего периода творчества художника особенно явственно сочетание яркого и чистого цвета с подчеркнутой графичностью. Одна из характерных в этом отношении работ — «Кулута» (1937). Сложная гамма синих, голубых, чуть фиолетовых, тонко соркестрованных в сложнейшую симфонию, кристально чистых красок, то густо-темных, то нежно-светлых. Насыщенные отблесками безоблачного неба, тени контрастируют с ослепительной белизной снега, изломанные силуэты скал — с плавными очертаниями горных склонов.

Симфонии, сюиты, гимны. Эти музыкальные определения очень подходят к живописным и графическим произведениям Рериха. Он сам говорил: «Я особенно чувствую контакт с музыкой, и точно так же, как композитор, пишущий увертюру, выбирает для нее известную тональность, точно так же я выбираю определенную гамму — гамму цветов, вернее лейтмотив цветов, на котором я базирую всю свою схему» 2.

2. Бурлюк Давид. Рерих. Жизнь. Творчество. 1917—1930. Нью-Йорк. С.24.

PROVENANCE

В 1937 г. картина была прислана автором из Наггара в Ригу для Латвийского Общества им. Н.К. Рериха, до августа 1940 г. находилась в музее ЛОР, в ЛНХМ с 1950 г.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика