Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Входы
1914

Н.К.Рерих. Входы. 1914

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=109&size=3

  
Атрибуты картины

Название Входы
Год 1914
Серия Панно для моленной виллы Л.С.Лившица в Ницце (составлена в 1914 г.) (не авт. название)
Где находится Горловский художественный музей. Украина
Материалы, размеры Холст, темпера. 312 х 76 см.
Источник Е.П. Маточкин. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара: Агни, 2005
Примечание Инв. Ж-291. В некоторых источниках Картина называется "Всходы"

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• “По своей живописной идее эта роспись восходит к уже упоминавшемуся эскизу “Росписи в моленной”, 1905 года, хранящейся в Русском Музее Императора Александра III (ныне — Гос. Русский Музей). Целое росписи тогда так представлялось художнику : в полутёмной комнате по стенам мягкого, глубоко-вишнёвого, золотистого тона, играющего словно старинная драгоценная ткань, вспыхивают золотистые, дрожащие лики... В Ницце более или менее осуществилась эта мечта...” [26, с.33].

• “Кроме этих капитальных произведений художником создано ещё несколько единичных работ в этом же роде, интересно дополняющих и уясняющих большие росписи: так, в 1907 году в дымчато-огненных тонах “Илья пророк”, в 1908 году — золотистый “Св. Георгий Победоносец”, в 1909 году “Пантократор” (на золотом фоне фигура Благословляющего, выдержанная в тонах византийских эмалей) и “Спас” в окружении огненных ангелов (картон для мозаики над входом в Талашкинскую церковь), в 1910 году — “Князья святые” (картон — синее и жёлтое — для надвратной мозаики в Почаевской Лавре), в 1911 году — “Сошествие во ад”, в 1913 году — четыре эскиза росписи часовни в Пскове (близко по стилю к канонам русской иконописи XVII века) и эскиз мозаики орнаментального характера для памятника А.И. Куинджи на Смоленском кладбище [26, с.34].

• Она состоит из четырнадцати холстов: тринадцати картин и десятиметрового фриза. Интерьеры виллы разработал брат Николая Константиновича, архитектор Борис Константинович Рерих...

С.Р. Эрнст назвал эту серию “капитальными произведениями художника”...

Начавшаяся первая мировая война помешала транспортировке панно из Петербурга в Ниццу, и работы остались в России. До начала 1960-х годов вся серия панно находилась в частном собрании. В 1962 году коллекционер С.А. Мухин передал имеющуюся у него коллекцию произведений Рериха, в том числе и все четырнадцать панно для виллы в Ницце, в Музей изобразительного искусства города Горловки, где они находятся в настоящее время.

В этой работе Рериха заключён не какой-то конкретный исторический смысл, а всеобщий, вселенский. Он писал по два почти аналогичных варианта одно-сюжетных панно символико-аллегорического характера: “Благие посетившие”, “Древо благое произрасло”, “Город” и “Входы”. Исключение представляет сюжет “Хозяин дома”, разработанный на одном холсте, и “Отроки продолжатели” — на четырёх холстах. На стенах круглой ... комнаты должны были повторяться все эти образы, а завершал убранство десятиметровый фриз. В “Благих посетивших” представлены фигуры святой и святого, помещённые на облаках. В трактовке фигур заметно влияние готического искусства. В руках святого — храм века; в руках святой — венец. Святые охраняют “древо жизни”, расположенное в центральной части холста.

Необычайно красива и вместе с тем глубоко символична цветовая гамма этих панно. На холстах “дымчато-янтарного” цвета спокойные, величавые фигуры в тёмных, пурпурных одеждах с тусклыми золотыми узорами. Плоскость холста подчёркнута “деревом” с фиолетовой кроной и оранжевой листвой. Аналогичные “древа” со стилизованными птицами изображены на холстах под названием “Входы”. Колорит построен на фиолетовом и оранжевом цветах, символизирующих духовность и вечность. Узоры и весь характер орнамента на декоративном фризе, архаизированные изображения растений, животных и птиц на фризе и картинах составляют единое целое с плавными контурами, очерчивающими фигуры “Благих посетивших” и “Отроков”. Глубокие тёмные, насыщенные оттенками тона одежд в контрасте с мерцающей позолотой узоров и яркими оранжевыми вспышками “древа” способствуют единому художественному решению.

Главная идея панно — утверждение духовного начала, ведущего к гармонии жизни. Здесь заключена также мысль о синтезе культур. Именно поэтому в художественном исполнении панно сочетаются черты искусства разных стран и эпох: древнерусской, восточной и готики. Накануне грядущей мировой войны Рерих призывает человечество к единению на основе любви.

Несмотря на всё разрастающуюся пропаганду классовой борьбы и ненависти, вопреки ей, художник оставался верен мечте о братстве народов, которое достижимо лишь путём нравственного усовершенствования [40, с.33-36].

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

Н. ЖУКОВА. О культуре и мире моления. Грани Эпохи. №58 лето 2014

2014 год, Украина, война…

Недалеко от Донецка, в зоне военных действий, под обстрелами — Художественный музей города Горловка, в котором находятся 28 произведений Николая Рериха и работы многих замечательных русских художников. И вновь, как набат, звучат призывы Н.К.Рериха — великого Мудреца и гуманиста о защите Высших ценностей Духа и Культуры от варваров всех времён и народов.

«В течение прошлой великой войны (первой мировой войны — Н.Ж.), — мы прилагали… меры, чтобы обратить внимание на недопустимость разрушений исторических, художественных и научных памятников.(…) Так же и теперь все наши комитеты и группы друзей, которым близка охрана всенародных сокровищ, должны не покладая рук, не упуская ни дня, ни часа обращать общественное внимание на важность и неотложность охраны творений гения человеческого». [4]

В музее Горловки хранятся рисунки Николая Константиновича,, его ранние этюды, картины «Поморяне. Утро» (1906), «Могила викинга» (1908), «Лесовики»(1916) , «Ковёр-самолёт» (1916)…[5]

Но совершенно особое впечатление производят находящиеся там 13 огромных картин-панно и фриз, созданные Николаем Константиновичем в 1914 году, в страшное тёмное время начала первой великой войны… [6]

Чуткий дух художника-провидца уже задолго до того улавливал приближающийся ужас взаимного истребления. К тому времени Рерих написал много грозных картин-пророчеств… Но когда настал роковой момент — художник обращается к Иерархии Света. И на его светозарных полотнах появляются Образы Святых — Тех, к Кому прибегают люди в нужде и горе, к Кому взывают в отчаянии, к Кому обращают свои молитвы…

Необыкновенные по красоте, радостные и чистые, осиянные тёплым золотым светом, трогательные Образы напоминают о Вечном и прекрасном Высшем Мире, откуда приходят на нашу скорбную землю Высокие милосердные Души — Помощники людям во все времена. Они несут Благо, то есть добро. Но привлечь их можно только любовью…

Любовь — самый мощный магнит,

Она приближенье творит,

Она сокращает пути,

Она помогает дойти,

Она зажигает огни.

Любовь — самый мощный магнит! [7]

Строгий старец — Хозяин дома — в благоговении замер, ожидая Святых. Благие Посетившие и юные Отроки Продолжатели парят на облаках, увенчанные золотыми нимбами. Их смиренные приношения Благому Древу — Древу вечной Жизни: венец — символ подвига, храм — оплот духа и огненные цветы Божественной любви и сострадания…

И становится понятна мысль художника — невозможна жизнь на земле без любви к Богу, без братской любви и помощи друг другу…

Языком древних символов Рерих поведал о будущем мире счастья, когда Благие Светочи придут на нашу землю, а Святые Отроки продолжат Их духовные подвиги... И тогда процветёт Древо Жизни, и не только люди — но птицы, звери, всё живое — будут жалеть друг друга и жить в мире. Тогда добро и любовь воцарятся во вселенских городах, чьи башни и купола храмов сверкают в золотом лунном свете, под мерцающими сказочными звёздами…

Рерих создавал эти величественные панно для Моленной — особого покоя, «посвящённого отдохновению от дел житейских и возвышению в иные страны»[8].

Там душа устремляется к Миру Высшему, Горнему. Там творится молитва…

Примечания:

1.Спирина Н.Д. Капли. (Сборник стихов).

2. Рерих Н.К. Сберегите / Знамя Мира. (Сборник). М., 1995. С.176.

3. Рерих Н.К. Обществу славянской культуры. 1931/ Рерих Н.К. Держава Света.

4. Рерих Н.К.Охранителям культурных ценностей. 1939 / Рерих Н.К. Листы дневника. Т.II.

5. Познакомиться с коллекцией произведений Н.К.Рериха, находящихся в Горловском художественном музее (Украина) можно здесь:

http://gallery.facets.ru/catalog.php?filter=%7C%7C%7C%u0433%u043E%u0440%u043B%u043E%u0432%7C%7C%7C%7C%7C

6. В 1914 году Н.К.Рерих создал эскизы росписи Моленной (13 эскизов декоративных панно и фриза) для виллы Л.С.Лившица в Ницце, которые находятся в Художественном музее Горловки.

7. Спирина Н.Д. Капли. (Сборник стихов).

8. Эрнст С. Н.К.Рерих /Держава Рериха.(Сост. Д.Н.Попов). М.,1993. С.444.

Источник: http://grani.agni-age.net/index.htm?article=5851

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика