Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Ангел последний
1912

Н.К.Рерих. Ангел последний. 1912

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=11&size=3

        
Атрибуты картины

Название Ангел последний
Год 1912
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Картон, темпера, 52.5 х 73.8 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org

В.П.КНЯЗЕВА. Предвоенная серия Н.К.Рериха. (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни», - 2004г. )

"... Еще в 1912 году он начал одну из наиболее значительных живописных серий – так называемую Предвоенную или, как о ней иногда пишут, Пророческую. Картины этой серии представляют собой апокалипсические видения, своеобразные вещие сны. Образы их многозначительны, насыщены зловещими предчувствиями и тревогой."

"... В работе «Ангел последний» (1912) в полную силу звучит мотив возмездия. Над землей, объятой пожаром, — ангел, окруженный огненными клубящимися облаками."

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во "Агни", 1996. - 3-е изд., доп.)

В искусстве Николая Константиновича перед войной 1914 года с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне "Ангел последний" (1912). Над объятой пламенем землей, в багряных облаках - апокалипсический ангел, воздающий по заслугам за все содеянное зло, а на далеком горизонте сверкающие зарницы как бы оповещают о новой жизни на очищенной от скверны планете. Катастрофы, несчастья, казалось бы, были чужды общему направлению творчества Рериха и его взглядам на искусство. И все же мотив суровой кары, отражая несогласие художника с существующим строем жизни, органически вошел в его живопись.

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

...Яркое воображение и предчувствие художника иногда выражаются в его творчестве как символические пророческие картины будущего. В 1912—1914 гг. он создал так называемый пророческий цикл картин, предрекающий страшную катастрофу человечества — первую мировую войну.

...«Ангел Последний» — грозная кара небес, вестник судного дня держит в руке копье среди пламенеющих облаков и земли, охваченной огненной стихией.

Е.Г. ПЕТРЕНКО Произведения Н.К. Рериха на открытых письмах Общины Святой Евгении / Издание Одесского Дома-Музея имени Н. К. Рериха. Одесса: Астропринт. 2009г.

...В 1912-1913 гг. состоялась выставка художников объединения «Мир искусства», на которой были представлены работы Н. К. Рериха «Человечьи праотцы», «Ангел последний» и другие. Газета «Биржевые новости» особо отметила присутствие на этой выставке произведения художника «Ангел последний». «Ангел последний — образ из Апокалипсиса — изображает таинственное и грозное существо на слова: "И пролетит над землею ангел конца, грозный-прегрозный, красный-прекрасный, ангел последний"» (44, с. 13). На этой же выставке было выставлено произведение «Меч мужества». Всего на выставке объединения художников «Мир искусства» было 35 работ Н. К. Рериха. Картины «Ангел последний» и «Меч мужества» искусствоведы относят к так называемой «Предвоенной серии». Газеты единодушно отмечали, что «Наиболее сильное впечатление производит Рерих. Он как-то сразу вырастает, и значение его становится бесспорным. В творчестве его чувствуется зрелость и большое напряжение» (Русская молва. 1913. 12/25 января. № 32) (42, с. 22),

Искусствовед В. П. Князева (1926-2004) в статье «Предвоенная серия Н. К. Рериха» отмечает активизацию творческой деятельности Н. К. Рериха в период между двумя войнами: Русско-японской и Первой мировой войной. «Еще в 1912 году он (Рерих. — авт.) начал одну из наиболее значительных живописных серий — так называемую Предвоенную или, как о ней иногда пишут Пророческую. Картины этой серии представляют собой апокалипсические видения, своеобразные вещие сны. Образы их многозначительны, насыщены зловещими предчувствиями и тревогой» (9, с. 10). Так, некоторые произведения Н. К. Рериха, изданные Общиной Святой Евгении, относятся к «Предвоенной» серии: «Меч мужества» (1912), «Ангел последний» (1912), «Короны» (1914).

...В 1912 году художником написаны упоминаемые выше картины «Меч мужества» и «Ангел последний». С. Эрнст отмечал неотвратимость рока: «"Ангел последний", непреклонно стоящий среди клубящихся огненных облаков, над землей пылающей последним пламенем» (41, с. 102).

44. Ясинский И. Мир искусства // Николай Рерих в русской периодике, 1891-1918 / сост. О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова. — СПб. : Фирма Коста, 2008. — Вып. 5 : 1913-1918. —С. 13.

42. Яремич С. О направлении «Мир искусства» // Николай Рерих в русской периодике, 1891-1918 / сост. О. И. Ешалова, А. П. Со¬болев, В. Н. Тихонова. — СПб.: Фирма Коста, 2008. — Вып. 5 : 1913-1918. — С. 22-23.

9. Князева В. П. Предвоенная серия Н. К. Рериха // Рерих: Пророчества / В. П. Князева, И. Н. Кузнецова, Е. П. Маточкин. — Самара: Агни, 2004, —С. 9-35.

41. Эрнст С. Н. К. Рерих. — Петроград: Издание Общины Св. Евгении, 1918. — 128 с. : ил.

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

Рерих не случайно в самом начале 30-х годов XX столетия обратился к нравоучительному сюжету о гибели платоновского континента. «Плоды» механической цивилизации, разрушение природы, культ золотого тельца, духовное одичание, становление фашизма, разгул воинствующего атеизма – всё это тёмное и низменное, расцветая махровым цветом, привело к такому обострению ситуации на планете, что давало достаточно оснований приравнять наше время к последним дням Атлантиды. Казалось, всё говорило о приближении Армагеддона – предуказанной древнейшими пророчествами и писаниями всех народов конечной битвы между силами Света и Тьмы, о наступлении «Великого Дня Суда Божьего». И Рерих в некоторых своих произведениях языком живописи воплощает известные апокалиптические видения Иоанна Богослова. Это картины «Ангел последний» (1912) и «Последний ангел» (1942) и «Армагеддон», созданные в 1936, 1940 и 1941 годах.

Как говорится в Апокалипсисе, Святой Иоанн увидел «Ангела сильнаго, сходящаго съ неба, облеченнаго облакомъ; надъ головою его была радуга, и лице его какъ солнце, и ноги его какъ столпы огненные» (Апок., 10–1). Таким же сияющим и воинственным предстаёт иконописный Архистратиг в раннем произведении Рериха 1912 года. Художник будто поднялся над землёй и прямо перед собой узрел Ангела, вставшего во всё небо. В руках у него копьё и щит. Светящееся облако с закрученными клубами Рерих рисует по-восточному, так же, как это делал Леонардо, в виде зубчатых декоративных завитков. Огонь, повергнутый на землю Ангелом, произвёл мировой пожар, землетрясения, громы и молнии. Объяты пламенем города со скопищем людей, но по-прежнему цветут девственные луга и стоят высокие горы. Копьё Архистратига поднято вверх, указывая на небо. Пока это только высшее предупреждение. Его необходимость для человечества остро осознавал художник в преддверии Первой мировой войны.

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

...Искания философские тревожат дух мастера, он углубляется в себя, душа ведет его все выше и выше, все таинственней и таинственней ее прозрения. Он обращается к самодовлеющим большим полотнам... Ему предстают видения грозные и неведомые доселе...

...и «Ангел последний» — непреклонно стоящий среди клубящихся огненных облаков, над землей, пылающей последним пламенем:

...И пролетит над землею

Ангел конца,

Грозный, прегрозный!

Красный, прекрасный!

Ангел последний.

Так грезилось художнику еще в 1912 году.

В.ИВАНОВ Рерих — Художник-Мыслитель/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Но и тут планам этих созидательных работ по раскрытию самоцветов красоты, работ по воспитанию учеников мешают снова, как в 1905 году, подходящие грозные времена — идет мировая война. И Рерих чувствует их, чувствует в невидимой их реальности до появления их в мире. Он в 1912 году пишет своего «Ангела последнего» — апокалиптическое видение, грядущее на алых и золотых облаках, среди небесных огней и среди пожаров на земле. Эта картина, несомненно пророческая, столь же пророческая, как некоторые стихи Блока и Белого.

Ю. БУДНИКОВА Два Града. Журнал Восход: № 8 (184), Август, 2009

...В начале ХХ века в творчестве Николая Рериха появляются символические образы Града Небесного (Белого города), а затем града обречённого.

...Белые стены и башни — в огненных клубах и языках пожарищ — возникают в 1912 году и на картине «Ангел Последний»4. И тот же ангел, что и в «Сокровище ангелов», стоит с копьём и щитом, только одежды его из белых стали алыми.

4 Повтор сделан в 1942 г.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

И мы видим. Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

«Ангел Последний» - картина Н.К.Рериха на апокалипсический сюжет, связанный с одним из снов Е.И.Рерих. Первый вариант картины был сопровожден стихотворной строфой: «И пролетит над Землею / Ангел конца. / Грозный, прегрозный! / Красный, прекрасный! / Ангел последний».

Н.К.Рерих. Письма в Америку. Примечания

Ноябрь 1919 г. Красный Вестник на столбах света. Стою на балконе занимаемого нами Лондонского дома, откуда далеко видны площадь и боковые улицы. Небо свинцовое, сумрачное, во всей атмосфере нечто необычайно тяжелое, зловещее; люди темные и серые снуют вдоль улиц и спешат укрыться от надвигающейся грозы. Небо быстро темнеет, и на западе стало чернее черного. На фоне этой жуткой тьмы внезапно вырисовывалась, занимая собою полнеба, гигантская, розовая и блистающая огненно-красная фигура Архангела на столбах света, со сворачивающимся свитком в руке и большим золотым ключом у пояса.

Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. Сны и видения

"Материалы к выставке репродукций картин Н.К.Рериха «Вестник»" г.Новокузнецк, 2000 г., с.100, ил.

«Это - Ангел Последний, непреклонно стоящий среди клубящихся облаков, над землей, пылающей последним пламенем».

Цитата из книги «Н.К. Рерих», с. 15, Рига, 1935 г.

«И пролетит над землею Ангел конца, Грозный, прегрозный! Красный, прекрасный! Ангел последний».

Л. В. Короткина «Рерих в Петербурге - Петрограде», с. 181

«Навеян Апокалипсисом. Ангел появляется перед концом света, а Армагеддон - место, где будет происходить последняя битва сил света и сил мрака».

Зелинский

«В искусстве Николая Константиновича перед войной 1914 г. с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне "Ангел Последний" (1912 г.). Над объятой пламенем землей, в багряных облаках апокалипсический ангел, воздающий по заслугам за все содеянное зло, а на далеком горизонте - сверкающие зарницы как бы оповещают о новой жизни на очищенной от скверны планете.

Катастрофы, несчастья, казалось бы, были чужды общему направлению творчества Рериха и его взглядам на искусство. И все же мотив суровой кармы, отражая несогласие художника с существующем положением вещей, органически вошел в его живопись».

В.П. Князева «Н.К Рерих» (Монография)

«"Армагеддон" - апокалипсический сюжет, трактуется так же как и "Ангел Последний". Своего рода предупреждение о катастрофах, которые неизбежны в том случае, если человечество не пойдет по правильному пути».

П. Беликов

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Roerich Museum, New York (1923); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Katherine Campbell col., USA (1970); Nicholas Roerich Museum (1986)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика