|
Название |
Ангел последний |
Год |
1912 |
Где находится |
Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк |
Материалы, размеры |
Картон, темпера. 52.5 х 73.8 см. |
Источник |
Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org |
Примечание |
Подпись и дата слева внизу: монограмма 1912. №1.0013. Ср. Ангел со щитом и копьем
Литература: ● Почтовая карточка. 1913. КК № 5250, цв. ● Аполлон. 1915. Апрель–май. № 4–5. Вставка между с. 4 и 5 ● Гидони. 1915. Вставка между с. 4 и 5 ● Рерих. 1916. Вставка между с. 104 и 105, тон. ил. ● Нива. 1917. 4 марта. № 9. С. 129 ● The Studio (Лондон). 1920. Апрель. С. 3 Загружено 3 изображения. |
Происхождение |
- Первоначально в собр. Е. И. Рерих; - Roerich Museum, New York (1923); - Louis & Nettie Horch col., New York (1935); - Katherine Campbell col., USA (1970); - Nicholas Roerich Museum (1986). |
|
|
...Искания философские тревожат дух мастера, он углубляется в себя, душа ведет его все выше и выше, все таинственней и таинственней ее прозрения. Он обращается к самодовлеющим большим полотнам... Ему предстают видения грозные и неведомые доселе...
...и «Ангел последний» — непреклонно стоящий среди клубящихся огненных облаков, над землей, пылающей последним пламенем:
...И пролетит над землею
Ангел конца,
Грозный, прегрозный!
Красный, прекрасный!
Ангел последний.
Так грезилось художнику еще в 1912 году.
|
|
...Яркое воображение и предчувствие художника иногда выражаются в его творчестве как символические пророческие картины будущего. В 1912—1914 гг. он создал так называемый пророческий цикл картин, предрекающий страшную катастрофу человечества — первую мировую войну.
...«Ангел Последний» — грозная кара небес, вестник судного дня держит в руке копье среди пламенеющих облаков и земли, охваченной огненной стихией.
|
|
В искусстве Николая Константиновича перед войной 1914 года с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне "Ангел последний" (1912). Над объятой пламенем землей, в багряных облаках - апокалипсический ангел, воздающий по заслугам за все содеянное зло, а на далеком горизонте сверкающие зарницы как бы оповещают о новой жизни на очищенной от скверны планете. Катастрофы, несчастья, казалось бы, были чужды общему направлению творчества Рериха и его взглядам на искусство. И все же мотив суровой кары, отражая несогласие художника с существующим строем жизни, органически вошел в его живопись. |
|
"... Еще в 1912 году он начал одну из наиболее значительных живописных серий – так называемую Предвоенную или, как о ней иногда пишут, Пророческую. Картины этой серии представляют собой апокалипсические видения, своеобразные вещие сны. Образы их многозначительны, насыщены зловещими предчувствиями и тревогой."
"... В работе «Ангел последний» (1912) в полную силу звучит мотив возмездия. Над землей, объятой пожаром, — ангел, окруженный огненными клубящимися облаками."
|
|
Рерих не случайно в самом начале 30-х годов XX столетия обратился к нравоучительному сюжету о гибели платоновского континента. «Плоды» механической цивилизации, разрушение природы, культ золотого тельца, духовное одичание, становление фашизма, разгул воинствующего атеизма – всё это тёмное и низменное, расцветая махровым цветом, привело к такому обострению ситуации на планете, что давало достаточно оснований приравнять наше время к последним дням Атлантиды. Казалось, всё говорило о приближении Армагеддона – предуказанной древнейшими пророчествами и писаниями всех народов конечной битвы между силами Света и Тьмы, о наступлении «Великого Дня Суда Божьего». И Рерих в некоторых своих произведениях языком живописи воплощает известные апокалиптические видения Иоанна Богослова. Это картины «Ангел последний» (1912) и «Последний ангел» (1942) и «Армагеддон», созданные в 1936, 1940 и 1941 годах.
Как говорится в Апокалипсисе, Святой Иоанн увидел «Ангела сильнаго, сходящаго съ неба, облеченнаго облакомъ; надъ головою его была радуга, и лице его какъ солнце, и ноги его какъ столпы огненные» (Апок., 10–1). Таким же сияющим и воинственным предстаёт иконописный Архистратиг в раннем произведении Рериха 1912 года. Художник будто поднялся над землёй и прямо перед собой узрел Ангела, вставшего во всё небо. В руках у него копьё и щит. Светящееся облако с закрученными клубами Рерих рисует по-восточному, так же, как это делал Леонардо, в виде зубчатых декоративных завитков. Огонь, повергнутый на землю Ангелом, произвёл мировой пожар, землетрясения, громы и молнии. Объяты пламенем города со скопищем людей, но по-прежнему цветут девственные луга и стоят высокие горы. Копьё Архистратига поднято вверх, указывая на небо. Пока это только высшее предупреждение. Его необходимость для человечества остро осознавал художник в преддверии Первой мировой войны. |
|
Произведение «Ангел последний», 1912 года, представляет нам один из образов Архангела Михаила в ипостаси Архистратига – предводителя Небесного Воинства, с копьем и щитом, окруженного пламенем, в византийской традиции. Произведение навеяно снами и предвоенными предчувствиями художника. «Ангел последний» – образ из Апокалипсиса – изображает таинственное и грозное существо на слова: «И пролетит над землею ангел конца, грозный-прегрозный, красный-прекрасный, ангел последний»
(И. Ясинский. Мир искусства // Биржевые ведомости. 1913. 5/18 января).
«В творчестве Рериха явственнее, чем у кого бы то ни было другого из современных художников, слышится «булата звон и конский топот».
(С. Яремич. Новизна в искусстве // Биржевые ведомости. 1915. 31 марта / 13 апреля)
«Грозный смысл последнего суда выражен, как ни у кого из современных мастеров. Над залитой пожаром землей высится «Ангел конца, грозный-прегрозный... Ангел последний». Вдали еще видны сквозь клубы дыма отдаленные холмы, как бы сулящие надежду, но это мечта художника. Как ни жаль расстаться с землей – конец все равно неизбежен».
(С. Яремич. О направлении «Мира искусства»)
«Еще одно свойство поражает в творчестве Рериха – у него крепко связан и согласован стиль его произведений. Форма предметов каждый раз безошибочно найдена. В основу его взгляда заложен... насыщенный красочностью прием древней новгородской живописи – источник, к которому до сих пор никто из наших художников не обращался».
(Русская молва. 1913. 12/25 января. № 32)
|
|
...В 1912-1913 гг. состоялась выставка художников объединения «Мир искусства», на которой были представлены работы Н. К. Рериха «Человечьи праотцы», «Ангел последний» и другие. Газета «Биржевые новости» особо отметила присутствие на этой выставке произведения художника «Ангел последний». «Ангел последний — образ из Апокалипсиса — изображает таинственное и грозное существо на слова: "И пролетит над землею ангел конца, грозный-прегрозный, красный-прекрасный, ангел последний"» (44, с. 13). На этой же выставке было выставлено произведение «Меч мужества». Всего на выставке объединения художников «Мир искусства» было 35 работ Н. К. Рериха. Картины «Ангел последний» и «Меч мужества» искусствоведы относят к так называемой «Предвоенной серии». Газеты единодушно отмечали, что «Наиболее сильное впечатление производит Рерих. Он как-то сразу вырастает, и значение его становится бесспорным. В творчестве его чувствуется зрелость и большое напряжение» (Русская молва. 1913. 12/25 января. № 32) (42, с. 22),
Искусствовед В. П. Князева (1926-2004) в статье «Предвоенная серия Н. К. Рериха» отмечает активизацию творческой деятельности Н. К. Рериха в период между двумя войнами: Русско-японской и Первой мировой войной. «Еще в 1912 году он (Рерих. — авт.) начал одну из наиболее значительных живописных серий — так называемую Предвоенную или, как о ней иногда пишут Пророческую. Картины этой серии представляют собой апокалипсические видения, своеобразные вещие сны. Образы их многозначительны, насыщены зловещими предчувствиями и тревогой» (9, с. 10). Так, некоторые произведения Н. К. Рериха, изданные Общиной Святой Евгении, относятся к «Предвоенной» серии: «Меч мужества» (1912), «Ангел последний» (1912), «Короны» (1914).
...В 1912 году художником написаны упоминаемые выше картины «Меч мужества» и «Ангел последний». С. Эрнст отмечал неотвратимость рока: «"Ангел последний", непреклонно стоящий среди клубящихся огненных облаков, над землей пылающей последним пламенем» (41, с. 102).
44. Ясинский И. Мир искусства // Николай Рерих в русской периодике, 1891-1918 / сост. О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова. — СПб. : Фирма Коста, 2008. — Вып. 5 : 1913-1918. —С. 13.
42. Яремич С. О направлении «Мир искусства» // Николай Рерих в русской периодике, 1891-1918 / сост. О. И. Ешалова, А. П. Со¬болев, В. Н. Тихонова. — СПб.: Фирма Коста, 2008. — Вып. 5 : 1913-1918. — С. 22-23.
9. Князева В. П. Предвоенная серия Н. К. Рериха // Рерих: Пророчества / В. П. Князева, И. Н. Кузнецова, Е. П. Маточкин. — Самара: Агни, 2004, —С. 9-35.
41. Эрнст С. Н. К. Рерих. — Петроград: Издание Общины Св. Евгении, 1918. — 128 с. : ил. |
|
Но и тут планам этих созидательных работ по раскрытию самоцветов красоты, работ по воспитанию учеников мешают снова, как в 1905 году, подходящие грозные времена — идет мировая война. И Рерих чувствует их, чувствует в невидимой их реальности до появления их в мире. Он в 1912 году пишет своего «Ангела последнего» — апокалиптическое видение, грядущее на алых и золотых облаках, среди небесных огней и среди пожаров на земле. Эта картина, несомненно пророческая, столь же пророческая, как некоторые стихи Блока и Белого. |
|
...В начале ХХ века в творчестве Николая Рериха появляются символические образы Града Небесного (Белого города), а затем града обречённого.
...Белые стены и башни — в огненных клубах и языках пожарищ — возникают в 1912 году и на картине «Ангел Последний»4. И тот же ангел, что и в «Сокровище ангелов», стоит с копьём и щитом, только одежды его из белых стали алыми.
4 Повтор сделан в 1942 г.
Источник: http://voshod.sibro.ru/ |
|
«Ангел Последний» - картина Н.К.Рериха на апокалипсический сюжет, связанный с одним из снов Е.И.Рерих. Первый вариант картины был сопровожден стихотворной строфой: «И пролетит над Землею / Ангел конца. / Грозный, прегрозный! / Красный, прекрасный! / Ангел последний».
Н.К.Рерих. Письма в Америку. Примечания
Ноябрь 1919 г. Красный Вестник на столбах света. Стою на балконе занимаемого нами Лондонского дома, откуда далеко видны площадь и боковые улицы. Небо свинцовое, сумрачное, во всей атмосфере нечто необычайно тяжелое, зловещее; люди темные и серые снуют вдоль улиц и спешат укрыться от надвигающейся грозы. Небо быстро темнеет, и на западе стало чернее черного. На фоне этой жуткой тьмы внезапно вырисовывалась, занимая собою полнеба, гигантская, розовая и блистающая огненно-красная фигура Архангела на столбах света, со сворачивающимся свитком в руке и большим золотым ключом у пояса.
Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. Сны и видения |
|
«Это - Ангел Последний, непреклонно стоящий среди клубящихся облаков, над землей, пылающей последним пламенем».
Цитата из книги «Н.К. Рерих», с. 15, Рига, 1935 г.
«И пролетит над землею Ангел конца, Грозный, прегрозный! Красный, прекрасный! Ангел последний».
Л. В. Короткина «Рерих в Петербурге - Петрограде», с. 181
«Навеян Апокалипсисом. Ангел появляется перед концом света, а Армагеддон - место, где будет происходить последняя битва сил света и сил мрака».
Зелинский
«В искусстве Николая Константиновича перед войной 1914 г. с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне "Ангел Последний" (1912 г.). Над объятой пламенем землей, в багряных облаках апокалипсический ангел, воздающий по заслугам за все содеянное зло, а на далеком горизонте - сверкающие зарницы как бы оповещают о новой жизни на очищенной от скверны планете.
Катастрофы, несчастья, казалось бы, были чужды общему направлению творчества Рериха и его взглядам на искусство. И все же мотив суровой кармы, отражая несогласие художника с существующем положением вещей, органически вошел в его живопись».
В.П. Князева «Н.К Рерих» (Монография)
«"Армагеддон" - апокалипсический сюжет, трактуется так же как и "Ангел Последний". Своего рода предупреждение о катастрофах, которые неизбежны в том случае, если человечество не пойдет по правильному пути».
П. Беликов
|
|
Продолжая осмысление христианского искусства, в 1912 г. художник задействует образ ангела при создании выразительной композиции «Ангел последний» (ил. 45). В авраамических религиях ангелы (от греч. ангелос — «вестник») считаются бесплотными посланниками Бога, возвещающими Его волю. В центр картона Рерих помещает фигуру ангела, одетого в красный стихарь, поверх которого надет доспех, напоминающий бригантину. Некое иконографическое сходство рериховского ангела можно найти с образом Архангела Михаила на ярославской иконе XIII в. из собрания ГТГ (ил. 46). Однако вместо традиционных мерила (жезла) и зерцала (сферы с изображением Спаса Эммануила) ангел держит в правой руке копьё, острый металлический наконечник которого угрожающе направлен вверх, а в левой — щит. Грозное выражение лица небесного посланника говорит о наступлении возмездия человечеству за его неправедную жизнь. Картон вошёл в цикл так называемых «пророческих картин», предвещающих страшные бедствия, понести которые предстояло человечеству в годы Первой мировой войны.
Литературным источником для сюжета послужило Откровение Иоанна Богослова, где говорится о семи ангелах, которым было велено излить чаши гнева Божия на землю. Последний ангел излил чашу гнева на воздух, «и произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле» [Откр. 16: 17-20]. Пламенное облако, из которого появляется ангел, Рерих изображает в форме чаши. Образ чаши с древних времён имел в культуре глубокое символическое значение. Чаша использовалась в гаданиях и культовых обрядах, наполнялась благовониями или жертвенной жидкостью. Метафорически чаша мыслилась как судьба человека, неслучайны устойчивые выражения «испить чашу блаженства» или «испить чашу горя». В этом контексте образ чаши появляется в Новом Завете в сюжете «Моление о чаше», где Христос просит Бога Отца избавить его от чаши страдания. В «Троице» Рублёва образ чаши, символизирующей прообраз искупительной жертвы, становится смысловым центром изображения и повторяется в силуэте, образованном правым и левым ангелами. Священная чаша потир, используемая в таинстве Евхаристии, символизирует также ребро Христово, к которому прикладываются верующие после принятия Причастия. В легенде о Святом Граале чаша наделяется чудесными свойствами, считается, что испившему из неё отпускаются все грехи, и он обретает бессмертие. В философии XX в. о существе чаши любопытно писал М. Хайдеггер: «В подносимой воде присутствует источник. В источнике присутствует скала, в ней — темная дрёма земли, принимающей в себя дождь и росу неба. В воде источника присутствует бракосочетание неба и земли. Оно присутствует в вине от плода виноградной лозы, в котором взаимно вверились друг другу соки земли и солнце небес. В подношении воды, в подношении вина по-своему пребывают небо и земля. Но подношение их есть сама чашность чаши. В существе чаши пребывают земля и небо» (Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. Сост., пер. с нем. и комм. В. В. Бибихина. — М.: Республика, 1993).
Таким образом, Рерих являет нам сущность чаши, в которой встречаются небо и земля: небо обрушивается на землю, карая её по справедливости. Крепости и замки, леса и поля — всё пылает в огне. Пламя здесь трактуется в соответствии с христианским пониманием как символ адских мук, хотя у Рериха огонь чаще ассоциируется со священным ведическим Агни — божественной творящей энергией. Не исключено, что, обращаясь к индийской мысли, художник наделяет божество разрушительной силой. Справедливое наказание исходит от Бога, поэтому можно представить, как в пожаре и землетрясении реализуется разрушительный аспект созидающего бога Шивы.
Художник сталкивает два пространства — земное и небесное. Имманентное нам пространство пейзажа разграничено с трансцендентным пространством горнего мира, откуда является небесный посланник. Говоря словами П. А. Флоренского, горний мир как некая иная реальность приоткрывается дольнему миру, словно из-за облаков или из-за занавеса, как это мы видим в «Сикстинской Мадонне» Рафаэля. Тяготея к линейности и плоскостности языка, характерных для иконописи, он пользуется методом нарушения перспективного единства, что позволяет добиться ценных художественных эффектов: посодействовать разделению разнородных пространств, сместить акценты, перенести смысловую нагрузку на действующие образы, изменив соотношения размерных величин вопреки геометрическим законам.
Интересно колористическое решение: в картине преобладает красный цвет, являющийся в культуре многих народов символом угрозы и опасности; отсюда наша цивилизация унаследовала красный сигнал светофора, красный фон запретительных дорожных знаков, цвет пожарного оборудования и предостерегающих символов высоких температур. У римлян красный считался цветом бога войны Марса; в христианстве ассоциируется с цветом крови Христа и мучеников; а в каббале — с цветом сурового бога солнца. В противоположном своём значении красный соотносится с цветом праздника, весны и радости, но в данной работе без сомнения прочитывается его первое содержание. Художник изображает горящие луга, сочетая при этом красный и зелёный цвета, что также символично, поскольку из античной мифологии известно, что Венера, цветом которой считался зелёный, родила от Марса двух сыновей — Фобоса (страх) и Демоса (ужас). Так раскрывается семиотика цвета, что дополнительно усиливает визуальный язык произведения, оказывая воздействие на зрителя.
Небольшие синеватые просветы за горами на заднем плане многие искусствоведы интерпретируют как прообраз грядущего обновления жизни, и рождение свежей, очищенной от скверны земли. «Учуявшим Новый Мир на развалинах Ветхого нужно преобразить своё сознание и воспитать сердце на действенном добре» (Рерих, Н. К. Листы дневника, Т. 3), — писал Рерих в «Листах дневника». В итоге картина «Ангел последний» приобретает не только пророческий, но и дидактический характер, посредством образа катастрофы вызывая у зрителя рефлексию его собственных поступков и пробуждая необходимое чувство ответственности за них.
|