Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Города
1914

Н.К.Рерих. Города. 1914

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1132&size=3

  
Атрибуты картины

Название Города
Год 1914
Где находится Горловский художественный музей. Украина
Материалы, размеры Холст, темпера. 130 x 160 см.
Источник Е.П. Маточкин. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара: Агни, 2005
Примечание Инв. Ж-300. В списках работ (1916, 1918, 1926) в цикл 12 панно для моленной виллы Л.С. Лившица в Ницце 2 работы "Города" не включены, однако сейчас это с чего-то вдруг делают.

И. Н. БОНДАРЬ Модерн в творчестве Н. К. Рериха. Живопись из коллекции Горловского художественного музея

...Эскизы росписи Моленной (1914), которые Рерих писал для виллы Лифшица в Ницце, неоднократно изучались и описывались в литературе. Очень интересны и подробны недавние работы Л. В. Короткиной «Малоизвестные панно Н. К. Рериха», Н. П. Писаренко. «Каталог произведений Н. К. Рериха из собрания ГХМ» и Е. П. Маточкина «Религиозное искусство Н. К. Рериха: Панно для моленной». Каждая из этих работ по-новому раскрывает авторский замысел и скрытую символику панно.

С. Эрнст назвал эскизы росписи моленной одним из капитальных произведений еще при жизни мастера [4]. И сейчас, когда от времени написания работ нас отделяет почти век, думается, что и этого мало, чтобы увидеть, осознать то великое, что видится на расстоянии, понять до конца символику и иносказания. «Так поймете, почему символ до известной степени нужен как условный знак, но потом становится несносным и отпадает как шелуха» [5]. Эскизы росписи моленной были выполнены в 1914 г., и не так уж много времени отделяет их от этих слов, сказанных Рерихом в «Живой этике». Художественное творчество Рериха именно в «русский период» подготовило почву для реализации дальнейших духовных устремлений. Редкая интуиция вела его по той единственной дороге, которую он выбрал, которую знал с раннего возраста. Судьба дала ему возможность, талант сначала образно передать свое миропонимание и мировосприятие в художественном творчестве. А уже потом было слово. Основная мысль и художественного, и литературного наследия Рериха - усовершенствование мира через самоусовершенствование человека, изменение образа мысли.

А результатом положительного образа мышления станет духовное единение людей. «Моленная» - его помощь, подсказка на этом трудном пути изменения сознания. Она предназначена для работы над собой, успокоения души, «упорядочения мысли».

«Молитва есть осознание вечности… Так в молчании не тратя времени можно получить струю освежения», и еще, там же: «Христос говорил: не в храме, но в духе будете молиться» [6]. Можно видеть моленную круглой, овальной, прямоугольной, можно варьировать размещение полотен, пытаясь представить, каким видел ансамбль моленной Н. К. Рерих, но вот что представляется в этой Моленной с трудом, так это иконостас. Моленная цельна, самодостаточна по своему предназначению, именно для того чтобы молиться в духе. Кстати, то, что Лившиц заказал роспись моленной Рериху, многое говорит о самом заказчике. Церковные власти проявляли недовольство монументальными росписями Рериха, каноническая церковная традиция им явно не соблюдалась. Мирискусники тоже не всегда его понимали — творчество Рериха не укладывалось в рамки существующих направлений, уж слишком он уходил в прошлое, загадочной была его символика. Лившиц не мог не знать, что его моленная не будет просто моленной в обычном понимании этого слова.

Все что Рерих делал, он делал для будущего. А будущее никогда нельзя предугадать полностью, как нельзя было предугадать судьбу моленной. Зная историю бытования панно [7], в частности то, что прежде чем попасть в наш музей, они пролежали много лет в рулонах, задумываешься, может ли быть слишком строгим порядок расположения панно в моленной. Задумывая интерьер моленной, Рерих четко представлял себе весь ансамбль. Но порядок расположения панно вряд ли был для него слишком принципиален: как ни расположи их, они в любом порядке смотрятся как единое целое, более того, каждое произ¬ведение само по себе вполне самостоятельно, несет в себе символическое значение и эмоциональный фон всей моленной. И, как мы знаем, Рерих еще при жизни очень спокойно относился к тому, что его произведения рассеяны по всему миру, а потому мог предположить и то, что со временем панно могут быть разрознены. Для него важно было передать в будущее саму идею. А ее содержит как весь ансамбль целиком, так и каждое отдельное полотно.

«В древних культах всегда оставались признаки духовных учений. Даже старый хоровод сохранил начало духовности...» [8]. Историк с величайшей интуицией Рерих прекрасно знал, что особенность влияния древнерусского искусства в огромной степени определялась жизненностью патриотических идей, особенностью менталитета. Уже в XI-XII вв. люди Древней Руси, жили ли они в Киеве, Новгороде или Владимире, ощущали свою связь с русской землей. В религиозном образе перед людьми раскрывался идеал гуманных и нравственно чистых отношений [9].

...Удивительны и загадочны парные панно «Города» с изображением растущей луны на одном и полной луны, с антропоморфным ликом, на другом. Символику луны можно трактовать по-разному, слишком велика многозначность этого символа. Но даже, если учесть все самые положительные моменты в символике растущей и полной луны, ее света, все-таки - это ночь. А Рерих говорит: « Ночь темнит лучшие образы, но разумейте - Свет идет», или «Мрак должен быть удален», или «Пойми это сын мой в час полуночный. Я утром к тебе постучусь» [14]. Ночь всегда предворяет утро, время, когда в жизнь неизбежно входит новое.

«... Надо до солнца пойти.

Ночью все приготовить.

Небо ночное, смотри,

Невиданно сегодня чудесно.

Я не запомню такого....

...новые знаки блестят, и туманность

созвездий ясна и прозрачна.

Разве не видишь ты путь к тому,

Что мы завтра отыщем...» [ 15 ].

«Города» наделяют моленную космической масштабностью, беспредельностью, присутствием высших непознанных начал. Спящие под звездным небом, без единой живой души, они кажутся зачарованными. Так в свое время стихия сказочности разрывала узкие рамки канонов в работах древних иконописцев.

4. С. Эрнст. Н. К. Рерих. Издание Общины св. Евгении. Петроград. 1918 г., С. 94.

5. Живая этика. Избранное. Москва, Издательство «Республика» 1992 г., С. 72.

6. Живая этика. Избранное. Москва, Издательство «Республика» 1992г., С. 57, 72.

7. Г. И. Рубанова. Историческая справка о создании Горловского художественного музея. Горловка. 1997 г.

8. Живая этика. Избранное. Москва, Издательство «Республика» 1992 г., стр. 28.

9. Всеобщая история искусств, т. 2., Искусство средних веков. Книга первая. Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. Гос. издательство «Искусство», Москва, 1960г., С.121-152.

14. Эрнст. Н. К. Рерих. Издание Общины св. Евгении. Петроград. 1918 г., С. 17.

15. С. Эрнст. Н. К. Рерих. Издание Общины св. Евгении. Петроград. 1918., С. 104-105.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика