Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Отроки-продолжатели (панно)
1914

Н.К.Рерих. Отроки-продолжатели (панно). 1914

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1139&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Отроки-продолжатели (панно)
Год 1914
Серия Панно для моленной виллы Л.С.Лившица в Ницце (составлена в 1914 г.)
Где находится Горловский художественный музей. Украина
Материалы, размеры Холст, темпера. 215 x 104 см.
Источник Е.П. Маточкин. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара: Агни, 2005
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. Ж-297

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

К 1914 году относится новое большое произведение Рериха в церковном характере — двенадцать панно для молельни виллы Л. С. Лившиц, в Ницце, изображающих «Хозяина дома», «Благих посетивших», «Отроков продолжателей» и «Древо Благое» .

По своей живописной идее эта роспись восходит к уже упоминавшемуся небольшому эскизу «Росписи в моленной» 1905 года, хранящемуся в Русском Музее Императора Александра III. Целое росписи тогда так представлялось художнику: в полутемной комнате по стенам мягкого, глубоко-вишневого, золотистого тона, играющего словно старинная драгоценная ткань, вспыхивают золотистые, дрожащие блики... В Ницце более или менее и осуществилась эта мечта: в круглой комнате с двумя окнами на дымчато-янтарном поле предстают писанные темновато-золотистым тоном фигуры. Очень показательно для Рериха и все содержание росписи — только он мог облечь в такую форму декоративное убранство покоя, посвященного отдохновению от дел житейских и возвышению в иные страны.

И. Н. БОНДАРЬ Модерн в творчестве Н. К. Рериха. Живопись из коллекции Горловского художественного музея

...Эскизы росписи Моленной (1914), которые Рерих писал для виллы Лифшица в Ницце, неоднократно изучались и описывались в литературе. Очень интересны и подробны недавние работы Л. В. Короткиной «Малоизвестные панно Н. К. Рериха», Н. П. Писаренко. «Каталог произведений Н. К. Рериха из собрания ГХМ» и Е. П. Маточкина «Религиозное искусство Н. К. Рериха: Панно для моленной». Каждая из этих работ по-новому раскрывает авторский замысел и скрытую символику панно.

С. Эрнст назвал эскизы росписи моленной одним из капитальных произведений еще при жизни мастера [4]. И сейчас, когда от времени написания работ нас отделяет почти век, думается, что и этого мало, чтобы увидеть, осознать то великое, что видится на расстоянии, понять до конца символику и иносказания. «Так поймете, почему символ до известной степени нужен как условный знак, но потом становится несносным и отпадает как шелуха» [5]. Эскизы росписи моленной были выполнены в 1914 г., и не так уж много времени отделяет их от этих слов, сказанных Рерихом в «Живой этике». Художественное творчество Рериха именно в «русский период» подготовило почву для реализации дальнейших духовных устремлений. Редкая интуиция вела его по той единственной дороге, которую он выбрал, которую знал с раннего возраста. Судьба дала ему возможность, талант сначала образно передать свое миропонимание и мировосприятие в художественном творчестве. А уже потом было слово. Основная мысль и художественного, и литературного наследия Рериха - усовершенствование мира через самоусовершенствование человека, изменение образа мысли.

А результатом положительного образа мышления станет духовное единение людей. «Моленная» - его помощь, подсказка на этом трудном пути изменения сознания. Она предназначена для работы над собой, успокоения души, «упорядочения мысли».

«Молитва есть осознание вечности… Так в молчании не тратя времени можно получить струю освежения», и еще, там же: «Христос говорил: не в храме, но в духе будете молиться» [6]. Можно видеть моленную круглой, овальной, прямоугольной, можно варьировать размещение полотен, пытаясь представить, каким видел ансамбль моленной Н. К. Рерих, но вот что представляется в этой Моленной с трудом, так это иконостас. Моленная цельна, самодостаточна по своему предназначению, именно для того чтобы молиться в духе. Кстати, то, что Лившиц заказал роспись моленной Рериху, многое говорит о самом заказчике. Церковные власти проявляли недовольство монументальными росписями Рериха, каноническая церковная традиция им явно не соблюдалась. Мирискусники тоже не всегда его понимали — творчество Рериха не укладывалось в рамки существующих направлений, уж слишком он уходил в прошлое, загадочной была его символика. Лившиц не мог не знать, что его моленная не будет просто моленной в обычном понимании этого слова.

Все что Рерих делал, он делал для будущего. А будущее никогда нельзя предугадать полностью, как нельзя было предугадать судьбу моленной. Зная историю бытования панно [7], в частности то, что прежде чем попасть в наш музей, они пролежали много лет в рулонах, задумываешься, может ли быть слишком строгим порядок расположения панно в моленной. Задумывая интерьер моленной, Рерих четко представлял себе весь ансамбль. Но порядок расположения панно вряд ли был для него слишком принципиален: как ни расположи их, они в любом порядке смотрятся как единое целое, более того, каждое произ¬ведение само по себе вполне самостоятельно, несет в себе символическое значение и эмоциональный фон всей моленной. И, как мы знаем, Рерих еще при жизни очень спокойно относился к тому, что его произведения рассеяны по всему миру, а потому мог предположить и то, что со временем панно могут быть разрознены. Для него важно было передать в будущее саму идею. А ее содержит как весь ансамбль целиком, так и каждое отдельное полотно.

«В древних культах всегда оставались признаки духовных учений. Даже старый хоровод сохранил начало духовности...» [8]. Историк с величайшей интуицией Рерих прекрасно знал, что особенность влияния древнерусского искусства в огромной степени определялась жизненностью патриотических идей, особенностью менталитета. Уже в XI-XII вв. люди Древней Руси, жили ли они в Киеве, Новгороде или Владимире, ощущали свою связь с русской землей. В религиозном образе перед людьми раскрывался идеал гуманных и нравственно чистых отношений [9].

...Четыре панно, с изображением трех прекрасных юношей на каждом, называются «Отроки-продолжатели». Их образы полны глубокой внутренней сосредоточенности, проникнуты чувством гармонии и бесконечной любви. Образы отроков-продолжателей предваряют образ верных учеников «Живой этики», признаки верности которых Рерих определяет как «неотступность», «несломимость веры», «уважение к Иерархии и друг другу». «Верность между друзьями-сотрудниками есть залог преданности Иерархии. Нуклеус из двух, трех друзей сотрудников может явить самую мощную опору великим делам» [12]. В панно «Отроки-продолжатели» Рерих сохраняет лучшие традиции древне-русской живописи в стремлении выразить представление о прекрасных чувствах, которые воодушевляли людей на служение правому делу. В данном случае - это принятие, сохранение и передача духовных традиций, символом которых в произведении является стилизованный цветок. На двух панно один из отроков держит его в руках, на двух других простирает к нему руки. «Растить сад прекрасный каждому дано... Но где же цветы единения, сохраните лепестки их...» [ 13 ].

4. С. Эрнст. Н. К. Рерих. Издание Общины св. Евгении. Петроград. 1918 г., С. 94.

5. Живая этика. Избранное. Москва, Издательство «Республика» 1992 г., С. 72.

6. Живая этика. Избранное. Москва, Издательство «Республика» 1992г., С. 57, 72.

7. Г. И. Рубанова. Историческая справка о создании Горловского художественного музея. Горловка. 1997 г.

8. Живая этика. Избранное. Москва, Издательство «Республика» 1992 г., стр. 28.

9. Всеобщая история искусств, т. 2., Искусство средних веков. Книга первая. Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. Гос. издательство «Искусство», Москва, 1960г., С.121-152.

12. Живая этика. Избранное. Москва, Издательство «Республика», 1992 г., С. 18.

13. Живая этика. Избранное. Москва, Издательство «Республика», 1992 г., С.18, 19, 27.

Н. ЖУКОВА. О культуре и мире моления. Грани Эпохи. №58 лето 2014

2014 год, Украина, война…

Недалеко от Донецка, в зоне военных действий, под обстрелами — Художественный музей города Горловка, в котором находятся 28 произведений Николая Рериха и работы многих замечательных русских художников. И вновь, как набат, звучат призывы Н.К.Рериха — великого Мудреца и гуманиста о защите Высших ценностей Духа и Культуры от варваров всех времён и народов.

«В течение прошлой великой войны (первой мировой войны — Н.Ж.), — мы прилагали… меры, чтобы обратить внимание на недопустимость разрушений исторических, художественных и научных памятников.(…) Так же и теперь все наши комитеты и группы друзей, которым близка охрана всенародных сокровищ, должны не покладая рук, не упуская ни дня, ни часа обращать общественное внимание на важность и неотложность охраны творений гения человеческого». [4]

В музее Горловки хранятся рисунки Николая Константиновича,, его ранние этюды, картины «Поморяне. Утро» (1906), «Могила викинга» (1908), «Лесовики»(1916) , «Ковёр-самолёт» (1916)…[5]

Но совершенно особое впечатление производят находящиеся там 13 огромных картин-панно и фриз, созданные Николаем Константиновичем в 1914 году, в страшное тёмное время начала первой великой войны… [6]

Чуткий дух художника-провидца уже задолго до того улавливал приближающийся ужас взаимного истребления. К тому времени Рерих написал много грозных картин-пророчеств… Но когда настал роковой момент — художник обращается к Иерархии Света. И на его светозарных полотнах появляются Образы Святых — Тех, к Кому прибегают люди в нужде и горе, к Кому взывают в отчаянии, к Кому обращают свои молитвы…

Необыкновенные по красоте, радостные и чистые, осиянные тёплым золотым светом, трогательные Образы напоминают о Вечном и прекрасном Высшем Мире, откуда приходят на нашу скорбную землю Высокие милосердные Души — Помощники людям во все времена. Они несут Благо, то есть добро. Но привлечь их можно только любовью…

Любовь — самый мощный магнит,

Она приближенье творит,

Она сокращает пути,

Она помогает дойти,

Она зажигает огни.

Любовь — самый мощный магнит! [7]

Строгий старец — Хозяин дома — в благоговении замер, ожидая Святых. Благие Посетившие и юные Отроки Продолжатели парят на облаках, увенчанные золотыми нимбами. Их смиренные приношения Благому Древу — Древу вечной Жизни: венец — символ подвига, храм — оплот духа и огненные цветы Божественной любви и сострадания…

И становится понятна мысль художника — невозможна жизнь на земле без любви к Богу, без братской любви и помощи друг другу…

Языком древних символов Рерих поведал о будущем мире счастья, когда Благие Светочи придут на нашу землю, а Святые Отроки продолжат Их духовные подвиги... И тогда процветёт Древо Жизни, и не только люди — но птицы, звери, всё живое — будут жалеть друг друга и жить в мире. Тогда добро и любовь воцарятся во вселенских городах, чьи башни и купола храмов сверкают в золотом лунном свете, под мерцающими сказочными звёздами…

Рерих создавал эти величественные панно для Моленной — особого покоя, «посвящённого отдохновению от дел житейских и возвышению в иные страны»[8].

Там душа устремляется к Миру Высшему, Горнему. Там творится молитва…

Примечания:

1.Спирина Н.Д. Капли. (Сборник стихов).

2. Рерих Н.К. Сберегите / Знамя Мира. (Сборник). М., 1995. С.176.

3. Рерих Н.К. Обществу славянской культуры. 1931/ Рерих Н.К. Держава Света.

4. Рерих Н.К.Охранителям культурных ценностей. 1939 / Рерих Н.К. Листы дневника. Т.II.

5. Познакомиться с коллекцией произведений Н.К.Рериха, находящихся в Горловском художественном музее (Украина) можно здесь:

http://gallery.facets.ru/catalog.php?filter=%7C%7C%7C%u0433%u043E%u0440%u043B%u043E%u0432%7C%7C%7C%7C%7C

6. В 1914 году Н.К.Рерих создал эскизы росписи Моленной (13 эскизов декоративных панно и фриза) для виллы Л.С.Лившица в Ницце, которые находятся в Художественном музее Горловки.

7. Спирина Н.Д. Капли. (Сборник стихов).

8. Эрнст С. Н.К.Рерих /Держава Рериха.(Сост. Д.Н.Попов). М.,1993. С.444.

Источник: http://grani.agni-age.net/index.htm?article=5851

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика