Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Город (Городская площадь)
1907

Н.К.Рерих. Город (Городская площадь). 1907

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1172&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Город (Городская площадь)
Год 1907
Серия Эскизы к «Три волхва», полулитургической драме в одном действии Н.Н.Евреинова (не авт. название)
Где находится Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Россия. Москва
Материалы, размеры Бумага на картоне, уголь, темпера, пастель. 53.7 х 71.5 см. (в свету)
Источник Е.П. Яковлева. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. Самара: Агни, 1996
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № ГДД 1976, КП 93746. Премьера 7 декабря 1907 г. в Санкт-Петербурге в "Старинном театре"

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

В том же году был написан и эскиз декорации, изображающей площадь средневекового города, для мистерии «Три волхва», показанной тогда в «Старинном театре»; он рекомендует мастера как тонкого и живописного историка.

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 3: 1907–1909 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2006. 558 с.[1] л.

Вести отовсюду

Первый вечер Старинного театра в Петербурге посвящён воспроизведению театральных зрелищ XI и XIII веков. В программе этого вечера: 1) Три волхва <...>.

Постановка во всех деталях соответствует изображаемой эпохе. Костюмы и декорации по рисункам Н. Рериха, И. Билибина, М. Добужинского и др. Режиссёр А. Санин при участии Бурнашёва, бар. Н. Дризена и Н. Евреинова. Музыкальная часть — Глазунова, Сакетти и Саца. После спектаклей в Петербурге Старинный театр намерен посетить Москву, Киев, Одессу.

Золотое руно. 1907. № 11–12. С. 117.

Старинный театр

7-го декабря последует открытие спектаклей «Старинного театра». Программа составлена очень интересно. Первой пьесой намечена «Три волхва», пролог и картина XI в., соч. Н. Евреинова в декорации Н. К. Рериха. ...

Биржевые ведомости. 1907. 4/17 декабря. Вечерний выпуск. № 10235. Вторник. С. 5.

Homo novus

Новый театр

(Спектакли «Старинного театра».

«Три волхва», «Действо о Теофиле»)

В зале Кононова открылись спектакли «Старинного театра». Это очень интересная затея группы лиц (бар. Дризен, Н. Н. Евреинов, г. Бурнашёв и др.), вложивших в дело большую энергию и любовь к театру.

Задача устроителей, если не ошибаюсь, дать в ряде спектаклей, в течение нескольких лет, картину постепенной эволюции театра.

Сейчас идут спектакли, относящиеся к XI–XIII векам. <…> То, что показал Старинный театр на первом представлении — пролог г. Евреинова к мистерии «Три волхва» и «Действо о Теофиле» — настолько ново и публике совершенно неизвестно, что нельзя не отнестись с чувством живейшей благодарности к инициаторам дела.

«Три волхва» — хорошенькая мистерия на латинском языке, в десятка два фраз.

Её показали приблизительно так, как она давалась. Римская церковь знала цену театру. «Синтез искусств», провозглашённый Вагнером, т. е., иначе говоря, подчинение всех искусств общей руководящей идее, — это не выдумка Вагнера. Это практическое стремление католичества. Осматриваете ли вы храм Петра и Павла в Риме, или присутствуете на «Празднике перенесения тела» в Кёльне, или встречаете Пасху в любом костёле — всюду вы находите этот «синтез искусств», который служит ad majorem Dei gloriam . Всё внимание католической церкви устремлено на умножение бессознательных элементов религии. В этом отношении месса на латинском языке, как и театральная мистерия, разыгрываемая на чуждом и непонятном толпе языке, имеют такое же значение «нас возвышающего обмана». Все эти «Infantem vidimus», «O, regem coelum», «Delusus es, domine» — звучат гораздо таинственнее, торжественнее и значительнее. Фразы звучат, как чудо… А сюда, к порталу храма, пришли за чудом.

В «Прологе» г. Евреинова толпа стекается к храму с жаждой чуда. На юге свирепствует «чёрная смерть»… И вот пред этой толпой, настроенной звуками хорового пения, процессиями слепых и самобичевальщиков (flagellantes), выходит Ирод со свитою, появляются волхвы, является ангел с красными крыльями, сладким голосом (конечно, тоже по-латыни) поющий о чём-то прекрасном и неведомом. Слышится рёв толпы, раздаются истерические выклики. Толпа готова растерзать Ирода. Она уверовала. Чудо пред её глазами. Разве это не ангел? Разве у людей бывает такой золотистый цвет волос, такой, как мёд, сладкий голос? И разве, помимо священнослужителей, кто-нибудь кроме ангелов может знать латинский язык? Действующие лица здесь, как в античных празднествах Вакха и Диониса, — вся масса, весь народ. Тут более, чем синтез искусств, — синтез искусства и жизни. Как при быстром вращении цветов спектра получается один общий, белый свет ясного и прозрачного блаженства. Искусство, жизнь, религия. Идеал слитности, к которому напрасно стремится так называемое «новое искусство», потому что в основе этой «слиянности» лежит религиозное чувство, а его необходимо сначала создать…

Постановка «Волхвов» и всего пролога очень хороша. Иногда резала ухо излишняя реальность толпы — вернее, излишняя её будничность.

Основной мелодией толпы должны быть торжественность и истеричность. Хоровое начало следовало бы провести ещё строже, сгладив подчас резкости бытового тона. Отлично пел хор, сладко звучал орган, очень музыкально была исполнена партия Светлого Духа г. Пиотровским. Декорации Рериха и занавес Бенуа — превосходны. Ритуал действа поставлен г. Бурнашёвым, народные сцены — г. Саниным. Оба заслуживают полной похвалы. …

Русь. 1907. 9/22 декабря. № 330. Воскресенье. С. 5.

Н. Репнин

Театральные впечатления

…Я не понимаю, почему художественные критики, пишущие целые столбцы даже о таких выставках, на которых, по их собственным словам, нет ничего интересного, совершенно не уделяют внимания декорациям. Вероятно, здесь мы имеем дело с традициями доброго старого времени, когда даже в Императорских театрах декорации писались специальными декораторами, часто не имевшими ничего общего с искусством и даже в лучшем случае редко возвышавшимися над уровнем посредственности. Но в последние годы положение дел в этом отношении существенно изменилось. Декорации и костюмы теперь нередко исполняются по рисункам таких художников, как Александр Бенуа, А. Васнецов, Коровин, Головин, Бакст, Рерих, Билибин. Получаются декорации и костюмы не произведения ремесленников, а создания истинного искусства, имеющие высокую художественную ценность сами по себе, заслуживающие бóльшего внимания, чем коротенькие, в две-три строки, отметки о них в отчёте о спектакле. Достаточно вспомнить из сезона нынешнего года хотя бы высокохудожественные декорации и костюмы А. Н. Бенуа к балету «Павильон Армиды», стильные декорации Болдырева к «Комедии о царе Навуходоносоре, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожжённых», декорации Головина к «Маленькому Эйольфу», интересный по замыслу занавес для «Старинного театра» по рисунку А. Н. Бенуа и декорации для этого театра Рериха («Три волхва») и Билибина («Действо о Теофиле»). ...

Слово. 1907. 11/24 декабря. № 327. Вторник. С. 3.

Зигфрид

Эскизы

...Коллективная работа художника Рериха, режиссёра Санина, делившего с ним труд М. Н. Бурнашёва, всех артистов и статистов создали поэтическую грёзу: чудилось, что плотная завеса, навсегда скрывшая от нас минувшее, на мгновение приподнялась, и мы узрели характерную, интересную, красивую картину подлинной жизни XI столетия. ...

Санкт-Петербургские ведомости. 1907. 12/25 декабря. № 275. Среда. С. 2–3.

Сергей Маковский

Первые представления «Старинного театра»

...«Действо о трёх волхвах» не спасли даже превосходные декорации Н. К. Рериха, красивое богатство костюмов и глубоко впечатляющая музыка по подлинному тексту XI века. <...>

Н. Рерих, М. Добужинский, И. Билибин остались в декорациях «Старинного театра» теми же стилистами, какими мы их знаем. Каждый из них дал своё субъективное видение, свою живописную мечту о старине — не «документальную» декорацию. Мне лично более по душе такой приём для театральной mise en scéne, но при чём тут исторический реализм? ...

Старые годы. 1908. Январь. № 1. С. 41–44.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика