Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Заклятие огня [эскиз декорации]
1907

Н.К.Рерих. Заклятие огня [эскиз декорации]. 1907

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1178&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Заклятие огня [эскиз декорации]
Год 1907
Серия Эскизы к опере «Валькирия» Р. Вагнера (постановка не осуществлена) (не авт. название)
Материалы, размеры Темпера
Источник Е.П. Яковлева. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. Самара: Агни, 1996
Примечание Загружено 3 изображения. Местонахождение неизвестно. Первоначально в собр. А.А.Карзинкина, Москва.
(Рерих, 1916. С.74 - воспр. С.215; Эрнст. С.118)

Фрагмент книги «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество.

Я пишу эти строки. Я смотрю на золотисто-ржавое “Заклятие огня” Рериха. На языки яростного и всепожирающего пламени. И мне отрадно знать, что пламя его теперь иного цвета [26, с. 114].

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

Ф.И.СЫРКИНА Рерих и театр. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

И вот в том же 1907 году (первом году работы на театре) Рерих работает над эскизами декораций к «Валькирии» Вагнера.

Обращение Рериха к Вагнеру закономерно. Художнику были близки литературные первоисточники вагнеровской музыки — суровая северная мифология, монументальность и симфонизм его опер-трагедий. Рерих обратился к «Валькирии» исключительно «по велению сердца», не имея на то никакого конкретного предложения. Поэтому, сочиняя эскизы декораций, он в силу сложившихся обстоятельств стал как бы режиссером-постановщиком этого так и неосуществленного спектакля: и когда «строил» жилище Гундинга с вековым ясенем в центре, крест-накрест пробитым могучими балками и пронзенным священным мечом Вотана; и когда изобразил «Ущелье», словно расколотое трещинами-пещерами, эту нерукотворную архитектуру, на фоне которой борются боги и гибнут герои; и когда решал 3-е действие — «Заклятие огня» — как траурный апофеоз. Эскиз декораций последней картины изображает опаленную языками пламени вершину, на которой лежит покрытая щитом спящая Брунгильда. Художник искал выражения музыки Вагнера в «готическом» стиле пейзажа — островерхие пики, каменные глыбы, пещеры, языки огня написаны в напряженных ритмах, в контрастах света и мрака.

Е.Г. ПЕТРЕНКО Произведения Н.К. Рериха на открытых письмах Общины Святой Евгении / Издание Одесского Дома-Музея имени Н. К. Рериха. Одесса. Астропринт. 2009г.

На открытых письмах Общины Св. Евгении запечатлен широкий, безграничный диапазон художественных интересов Н. К. Рериха. Так, его влечет театр, театральное действо, истоки которого — Древние Мистерии. Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха наиболее полно и всесторонне исследовано профессором Е. П. Яковлевой в монографии «Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха» (1996). «Театр, волшебный фонарь и калейдоскоп были самыми ранними занятиями», — писал Н. К. Рерих в очерке «Театр» (1937) (26, с. 127). Первой работой художника явились эскизы декораций к музыкальной драме Р. Вагнера «Валькирии». Один из них, эскиз «Заклятие огня» (1907), был издан Общиной Св. Евгении. «В 1921 году в дармштадтском журнале "Кунст унд Декорацион" Риттер назвал мои декорации к Вагнеру самыми лучшими из всего, что для Вагнера было до тех пор сделано. Такая похвала, исходившая из центра Вагнеровского почитания, была весьма замечательной» (26, с. 127-128).

26. Рерих Николай. Театр // Рерих Николай. Листы дневника. — М.: Международный Центр Рерихов, 2000. — Т. 2. — С. 127-129.

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Первой работой художника для театра являются три проекта декораций к «Валькирии» 1907 года, деланные им не по заказу, а «для себя»; здесь он, новичок в этом деле, создает нечто значительное и очень близкое к грозному пафосу вагнеровской музыки. Посмотрите, как великолепно и угрюмо поют черные и голубые тона «Жилища Гундинга», как страшно притаились великие горы под сумрачным небом в «Ущелье» или как пылает роковая слава червонного пламени, застывающего волшебно-голубеющими кристаллами, в «Заклятии Огня».

М.БАБЕНЧИКОВ Мысли о Рерихе / Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Я пишу эти строки. Я смотрю на золотисто-ржавое «Заклятье огня» Рериха. На языки яростного и всепожирающего пламени. И мне отрадно знать, что пламя его теперь иного цвета.

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 3: 1907–1909 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2006. 558 с.[1] л.

Дубль-вэ

Три выставки картин

…мы направились в новый «Салон». Любезный устроитель выставки-салона С. К. Маковский предоставил нам возможность осмотреть всю выставку до её открытия.

Громадный музейный зал разделён на небольшие комнатки, в которых развешаны картины известных групп художников.

Художник Н. К. Рерих, известный знаток русской художественной археологии, занял своими картинами целый зал. ...

Очень эффектны эскизы декораций для пьесы «Валькирия»; Н. К. Рерих передал в них художественно-фантастическое настроение, почти всегда отсутствующее в декорациях, написанных для подобных сказочных пьес на казённых театрах. ...

Петербургский листок. 1909. 4/17 января. № 3. Воскресенье. С. 3.

Художественные вести

Вышел третий «Ежегодник» Общества архитекторов-художников. <...>

Из живописцев в «Ежегоднике» принимают участие: ... Рерих (ряд этюдов и эскиз к постановке «Валькирий»), ...

В мае месяце откроется в Париже выставка русского театрального декоративного искусства. Будут выставлены декорации, рисунки костюмов и т. д. Экспонентами будут Александр Бенуа, Н. К. Рерих, Е. Е. Лансере, Л. Бакст, А. Я. Головин, К. А. Коровин и др.

Речь. 1909. 8/21 апреля. № 94. Среда. С. 5.

А. Р-в

Художественные вести

Н. К. Рерихом довольно давно уже исполнены очень интересные эскизы декораций к «Валькириям» Вагнера, выставленные в этом году в «Салоне». Интересно, что дирекция Императорских театров, где как раз именно декорации к этой опере требуют полного обновления, не только до сих пор не вступила в переговоры с художником, а даже не поинтересовалась посмотреть его работы. Не ждут ли санкции Парижа, где будет устроена выставка театрально-декоративных работ русских художников?

Речь. 1909. 12/25 апреля. № 98. Воскресенье. С. 6.

А. Ростиславов

Художники в театре

...Дирекция [театров] до сих пор не воспользовалась прекрасными эскизами декораций Рериха к «Валькирии» Вагнера (воспроизводимыми в настоящем номере), не обеспокоилась даже, если не ошибаюсь, посмотреть их на выставке, хотя обновление обветшавшей постановки такой оперы неизбежно. Между тем, именно оба эти художника [Бенуа и Рерих], столь глубоко, исключительно и каждый своеобразно проникнутые историчностью известных эпох, для некоторых постановок прямо незаменимы, ...

Золотое руно. 1909. № 7–9. С. I–VII. Помещены илл. Н. К. Рериха: с. 34 — «Князь Игорь» (2 илл.); с. 35 — «Терем Ярославны» («Князь Игорь»), «Шатёр Грозного» («Псковитянка»); с. 36 — «Валькирии» 1 и 2 действие (2 илл.); c. 36а — «Половецкий стан» («Князь Игорь»), «Костюм хана Кончака» («Князь Игорь»); с. 36b — «Ярилина долина» («Снегурочка»).

Максимилиан Волошин

Архаизм в русской живописи

(Рерих, Богаевский и Бакст)

...И не только воздух, деревья, человека и текучее море видит Рерих каменными — даже огонь становится у него едкими зубцами жёлтого камня, как в его проекте декорации к «Валькирии». ...

Аполлон. 1909. Октябрь. № 1. С. 43–53. Между с. 64–65 помещена илл. Н. К. Рериха «Триумф» из серии «Викинг».

Н.К. РЕРИХ. Глаз добрый. М.: Художественная литература,1991.- 223 с.

ЗАКЛЯТИЯ

Отец – огнь, Сын – огнь, Дух – огнь,

Три равны, три нераздельны.

Пламя и жар – сердце их.

Огнь – очи их.

Вихрь и пламя – уста их.

Пламень Божества – огнь.

Лихих спалит огнь.

Пламя лихих обожжет,

Пламя лихих отвратит,

Лихих очистит,

Изогнет стрелы демонов.

Яд змия да сойдет на лихих!

Агламид повелитель змия,

Артань, Арион, слышите вы?

Тигр, орел, лев пустынного поля,

От лихих берегите!

Змеем завейся, огнем спалися,

Сгинь, пропади,

Лихой.

Отец – Тихий, Сын – Тихий, Дух – Тихий,

Три равны, три нераздельны.

Синее море – сердце их.

Звезды – очи их.

Ночная заря – уста их.

Глубина Божества – море.

Идут лихие по морю,

Не видят их стрелы демонов.

Рысь, волк, кречет,

Уберегите лихих!

Расстилайте дорогу!

Кийос, Кийозави!

Допустите лихих!

Камень, знай. Камень, храни.

Огнь сокрой. Огнем зажгися.

Красным смелым.

Синим спокойным.

Зеленым – мудрым.

Знай один. Камень, храни.

Фу, Ло, Хо, камень несите.

Воздайте сильным.

Отдайте верным.

Иенно Гуйо Дья, –

прямо иди!

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика