Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Пейзаж (Углич, церковь св. Леонтия Ростовского за Волгой)
1904

Н.К.Рерих. Пейзаж (Углич, церковь св. Леонтия Ростовского за Волгой). 1904

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1185&size=3

  
Атрибуты картины

Название Пейзаж (Углич, церковь св. Леонтия Ростовского за Волгой)
Год 1904
Где находится Горловский художественный музей. Украина
Материалы, размеры Бумага, акварель. 11 х 16.5 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Инв. № Гр-277. В.А. Никишин-Голандский по старой фотографии установил, что пейзаж написан не в Тутаеве (Романове-Борисоглебске), как считают в музее, а в Угличе: изображены крыльцо и колокольня церкви Леонтия Ростовского, а вдалеке - Воскресенская церковь и церковь Иоанна Предтечи на Волге. Отсюда следует дата 1904 (а не 1903, если бы этюд был написан в Романове-Борисоглебске)

Г. И. РУБАНОВА , И. Н. БОНДАРЬ Графические работы Н. К. Рериха в собрании Горловского художественного музея.

Акварельный «Пейзаж» (инв. № гр.-247) - работа совершенно другого плана.

Изображаемый архитектурный мотив позволяет связывать ее с многочисленными архитектурными пейзажами, названными С. Эрнстом «Пантеоном нашей былой Славы», «Российскими Елисейскими полями», а вернее с тем определением, от которого первоначально отказался биограф, «Архитектурные этюды» [10, С. 65].

В биографии художника это достаточно известный период. С мая 1903 года до конца сентября Николай Константинович вместе с Еленой Ивановной совершил поездку по старинным русским городам, и история этой части созданных им работ описана многократно. Но при этом мы находим у Эрнста следующее замечание: «Трудно перечислить все созданное художником в эти месяцы - ведь каждый день что-нибудь писалось, каждый день открывалось что-нибудь новое...» [10, С. 66].

Летом 1904 года Н. Рерих совершает еще одно путешествие, и его маршрут проходит по Твери, Угличу, Калязину и Валдаю. Сравнение архитектурных пейзажей, созданных Рерихом, с памятниками архитектуры подчеркивает их безусловное сходство. «Рерих... лицом к лицу сталкивает зрителя с наблюдаемым объектом. Его этюды - не беглая зарисовка и не созерцательный образ, а стремление передать и яркое художественное впечатление, и почти непосредственное физическое соприкосновение с памятником - как ощущение не только глаз, но и рук» [5, С. 4].

Поиски архитектурных аналогий горловского пейзажа позволили найти много общего с архитектурными памятниками древнего города Романова-Борисоглебска. Наши предположения были подтверждены членом Рериховского общества из Ярославля С. В. Скородуновым. Город Романов-Борисоглебск расположен в десятке километров от Ростова по старинной дороге на Углич. О том, что Рерих видел этот городок, свидетельствуют его путевые заметки: «(о церкви в Шошкове) ...сохраняется и приятная окраска церкви, белая с охрой как на храмах Романово-Борисоглебска» [6, С. 92]. В письмах к жене и брату в 1904 г. от 1 июля Рерих написал: «10 часов вечера. Углич. Первое впечатление лучше, чем (от) Романова-Борисоглебска» [5, С. 6]. Именно эту дату можно предположить датой создания этого архитектурного этюда.

Основой старинного древнерусского города Романова-Борисоглебска стал древний Борисоглебский-на-Устье монастырь, основанный по преданию в глуши этих мест в 1363 г. с благословения Сергия Радонежского. Основанный пустынножителями Федором и Павлом в середине XIV века он начал отстраиваться каменными сооружениями в середине XVI века, и в середине XVII века приобрел несколько храмов выдающейся архитектуры, стал мощной боевой цитаделью. Известно имя строителя монастыря в середине XVII века «мастера церковного, каменноиздателя» Григория Борисова, работавшего под покровительством митрополита ростовского Иона Сысоевича. В архитектуре доминировали пятиглавые храмы соборного типа, которые отстраивались светлыми папертями, стройными шатровыми приделами и высокими колокольнями.

В градостроительных традициях того времени доминирующую и вместе с тем объединяющую роль в общей композиции с пятиглавыми, соборного типа, храмами играла высокая стройная шатровая колокольня. Хотя художник в работе не детализирует изображение, но можно предположить, что изобразил он собор Бориса и Глеба, в центре стройные купола церкви Благовещения, а вот под светло-бирюзовыми полами — звонницу, несущую на двускатной кровле три тонкие и стройные главки. Время накладывало свой отпечаток, и к седым, древним стенам подступали современные домики, сараи, поражавшие контрастом разномасштабности.

Создавая акварельный набросок старинного архитектурного пейзажа, пусть и не очень понравившегося ему, Рерих мыслит его как картину. Свободным первым планом создает ощущение пространства, находит нужный формат в отношении пространства к отдельным деталям. Поворот дорожки с покосившейся оградой справа усиливает влечение взгляда в глубину и акцентирует внимание на архитектуре. И если все в изображении соразмерно, то колокольня как бы упирается в небо, становясь символом единения земного и небесного.

В этой работе почти отсутствует характерная для Рериха стилизация, но зрительная натуральность пейзажа сочетается в нем с некоторой декоративностью. Акварель не противоречит особенностям его живописи, а становится как бы разновидностью ее в ином материале. Прекрасным дополнением к характеристике этого пейзажа является надпись под изображением: «Удостоверяю данную работу как принадлежащую худ. Ник. Рериху. Э. Голлербах». В своей статье «Искусство Рериха» в 1939 г. Голлербах пишет: «В архитектурных пейзажах Рериха примечательно не только уменье художника найти удачный угол зрения на тот или иной архитектурный ансамбль или отдельный памятник, но и почувствовать смысл объемной массы, ее «весомость»...— тяжесть, телесность: в трактовке окружающего пейзажа художник столь же изыскан и вдумчив: выбранное им время года и время дня (а следовательно, освещение), степень и характер облачности, даже расположение линии горизонта по отношению к данной архитектурной форме и охватывающим ее композиционным, - все это строго продумано и выверено» [8,С. 34]. В своей статье Э. Голлербах дает исчерпывающую информацию о наличии в собраниях различных музеев произведений Н. К. Рериха, анализируя даже их экспозиции. Он также называет имена собирателей, обладавших произведениями Рериха на этот период.

10. Эрнст С. Н. К. Рерих. - Петроград: Издание Общины св. Евгении, 1918.

5. Маточкин Е. П. Н. К. Рерих: Поэзия старины. - Самара: Издательский дом «Агни», 2004.- 64с.:ил.

6. Рерих Н. К. «По старине»/ Н. К. Рерих. Избранное - Москва: «Советская Россия», 1979.

8. Рерих. Статьи Всев. Н.Иванова и Э. Голлербаха. Художественная редакция А. М. Прандэ. Часть 1. IZDEVIS RERICHA MUZEJS RIGA, 1939.

Исследование Картины: Акварельный «Пейзаж»: Сост. Виктор А. Никишин-Голандский

Работа ошибочно отнесена сотрудниками музея к городу Романов-Борисоглебск. Этюд имеет прямое отношение к Угличу и следует назвать его «Углич, крыльцо церкви Леонтия Ростовского за Волгой».

Это не единственный этюд Рериха, написанный с Малой стороны («Углич с Волги»). Поиск живописной точки не отвлёк его от приглянувшихся уже объектов (про них ниже). Этюд двухплановый, и эти планы разделяет Волга.

На переднем плане высокое крыльцо церкви Леонтия Ростовского за Волгой. Сама церковь была мало примечательна для художника – типичный для конца 18 в. провинциальный, хоть и крупный, храм. Но подобные крыльца Рерих примечал. Отдельно стоящая колокольня храма видна целиком. Она старше храма, построена в традициях начала 18 века, этого Рерих пропустить не мог. Второй план значительно удалён от первого. Пятиглавие Воскресенской церкви занимает центр композиции, правее хорошо виден рыжий силуэт церкви Иоанна Предтечи на Волге. Этот комплекс из двух храмов прописан Рерихом издали – «Углич с Волги», и с близкого расстояния – «Углич. Крыльцо церкви Иоанна Предтечи» (варианты в масле и акварели), «Углич. Воскресенский монастырь».

Ниже, благодаря сохранившейся фотографии 1930-х годов, есть возможность провести детальное сравнение этюда и фото.

Виктор А. Никишин-Голандский Санкт-Петербургский коллекционер и исследователь Угличского края.

Фото из архива Щербаковой Е. Ю.

Полная версия исследования доступна по адресу:

http://uglich-online.ru/articles/soobshchestvo/item/15985-uglichskaya-versiya-proiskhozhdeniya-etyuda-n-k-rerikha.html

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика