Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Половецкий стан
1909

Н.К.Рерих. Половецкий стан. 1909

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1188&size=3

  
Атрибуты картины

Название Половецкий стан
Год 1909
Серия Эскизы к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина (не авт. название)
Где находится Нижегородский государственный художественный музей. Россия
Материалы, размеры Бумага на картоне, уголь, темпера, пастель. 42.7 х 61.2 см.
Источник Е.П. Яковлева. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. Самара: Агни, 1996
Примечание Инв. № ж-1222. Эскиз для постановки оперы в Париже в театре Шатле в 1909 г. Из Министерства культуры РСФСР в 1960. Ранее - собрание Т.Ю. Данцигер, Москва
Первоначально в собр. Е.И. Рерих.

Описание картины

Половецкий стан.

19 мая в обновленном парижском театре Шатле состоялась премьера, открывшая первый балетный сезон Сергея Дягелева. Именно русскому балету, переживающему период наибольшего обновления и творческих исканий, выпала роль прославить на западе отечественное искусство. В день премьеры были восторженно приняты балет "Павильон Армиды" (Музыка Н.Н. Черепнина, оформление А.Н. Бенуа) и грандиозная вокально-танцевальная сюита "Половецкие пляски" (Второе действие оперы А.П. Бородина "Князь Игорь", оформление Н.К. Рериха), где с невиданной силой была раскрыта тема Востока.

Действие спектакля происходило в тот драматический момент истории, когда князь Игорь находился в плену у половцев. Как только поднимался занавес, открывалась замечательна картина южной русской степи в оформлении Рериха и прекрасном освещении Дягилева. На фоне декораций под аккомпанемент полного оркестра один за другим следовали лирический хор, танец девушек-невольниц, воинственная пляска мужчин и стремительный танец мальчиков. Действие завершалось ликующей пляской и хором. Музыка, танец, декорации сливались воедино и совершенный синтез искусств осуществлялся прямо на глазах изумленной публики. "Впечатление от этой сцены было столь огромным, что бурные аплодисменты неоднократно прерывали действие, и, когда занавес наконец опустился, ажиотаж был неописуемый" (Григорьев С.Л.).

Именно с России начинается привлечение к работе в театральных постановках настоящих крупных художников, что во многом способствовало успеху спектаклей. Для художественного оформления оперы "Князь Игорь" Дягилев неслучайно пригласил Рериха, оригинальное историческое творчество которого оказалось незаменимым для постановки. Ориентируясь на музыку Бородина, художник идеально воссоздал атмосферу "Половецкого стана". Удивительно яркая передача "скифской природы", чувство ритма и стиля, новая техника письма декораций - создавали незабываемое правдоподобие прошлого.

"Созданный Рерихом "по принципу панорамы", лишенный боковых кулис фон с его золотисто-алым небом над бесконечной далью степей, с его дымами, столбами, подымающимися из пестрых приземистых кочевых юрт, - это было то, чему здесь надлежало быть! До чрезвычайности были убедительны и костюмы, для которых Дягилев обобрал все восточные магазины Петербурга и которые поражали невиданной цветистостью", - вспоминал Александр Бенуа.

Более 500 постановок от дня премьеры к 1920 году выдержал "Половецкий стан" в различных театрах мира. Последующие авторы оформления "Князя Игоря" неоднократно придерживались именно рериховского решения, ставшего поистине образцом русской театральной живописи.

Ф.И.СЫРКИНА Рерих и театр. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

...В 1909 году по приглашению Дягилева Рерих принял участие в Русских сезонах в Париже. Ему довелось показать на сцене свои декорации лишь к одному акту оперы «Князь Игорь» Бородина — картину «Половецкий стан». Остались неосуществленными отличные эскизы: «Путивль», «Двор Галицкого», «Терем Ярославны», «Плач Ярославны». Даже не увидевшие света рампы, они стали достоянием истории русского театрально-декорационного искусства, вошли в его сокровищницу и впоследствии были творчески восприняты художниками советского театра.

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 3: 1907–1909 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2006. 558 с.[1] л.

Р.

К началу художественного сезона

[Интервью с секретарём Общества поощрения художеств художником В. И. Зарубиным.]

…Многие хорошие художники заняты теперь писанием декораций для С. П. Дягилева, который в будущем году снова везёт в Париж русскую оперу и балет…

Н. К. Рерих пишет декорации для «Князя Игоря» Бородина, Александр Бенуа — для балетов «Раймонда» и «Павильон Армиды», Головин — для «Псковитянки» Римского-Корсакова…

Петербургская газета. 1908. 24 сентября. № 263. Среда. С. 2.

Художественный отдел

Художник Н. К. Рерих в настоящее время работает над декорациями для оперы Бородина «Князь Игорь» для постановки её в Париже под общим руководством С. П. Дягилева.

Слово. 1908. 27 сентября / 10 октября. № 573. Суббота. С. 5.

Так же: В мире искусств. 1908. Сентябрь–октябрь. № 11–13. С. 47–48.

Н. К. Рерих

(Материалы к его биографии)

... В настоящее время Н. К. Рерих занят большим декоративным фризом на былинные сюжеты (по частному заказу) и постановкою оперы «Князь Игорь» для Парижа по заказу С. П. Дягилева. ...

В мире искусств. 1908. Сентябрь–октябрь. № 11–13. С. 7–9.

И.Н.КУЗНЕЦОВА Н.К.РЕРИХ и Н.НОВГОРОД ("НГХМ Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К. Рериха." г.Н.Новгород.1944г.с.120, ил.)

"Историческое настроение" звучит и в двух небольших работах Рериха, находящихся в постоянной экспозиции музея: в «Тропе прямоезжей» (1912), поступившей в 1926 г. из Государственного музейного фонда и эскизе декорации "Половецкий стан" (1909) к онере А.П.Бородина "Князь Игорь", переданном в 1960 г. Министерством культуры РСФСР.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика