Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Половецкий стан. 2-е действие
1909

Н.К.Рерих. Половецкий стан. 2-е действие. 1909

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1190&size=3

        
Атрибуты картины

Название Половецкий стан. 2-е действие
Год 1909
Серия Эскизы к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина (не авт. название)
Где находится Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки. Россия. Москва
Материалы, размеры Бумага на картоне, темпера, гуашь. 40 х 50 см.
Источник Сайт Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/
Примечание Инв. № 2085/II, КП-8795. Эскиз для постановки оперы в Париже в театре Шатле в 1909 г.

Рериховский век (I). Каталог выставки. Живопись и графика. СПб.: Золотой век, 2009 (В.Мельников)

"Приобретен в 1974 г. у А.В.Гордона (Москва). Описание уточнено Е.П.Яковлевой(1985,1996) и статье О.В.Рожновой (2005). Последняя пишет: "Сопоставляя варианты эскизов "Половецкого стана", хранящихся в других музеях - эскиз 1909 г., Музей Виктории и Альберта, Лондон; эскиз 1908 г. пастель, уголь, гуашь, Государственная Третьяковская Галерея; эскиз 1914 г. картон, темпера, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, - становится ясным путь развития творческой мысли художника в работе над оформлением "Половецких плясок". Во всех вариантах "Стана" главную роль играет пейзаж, но соотношение в нем трех вечных стихий - неба, воды, земли - на эскизах разное. Рерих придает особое значение линейному ритму композиции". На эскизах 1908 г.(ГТГ) и 1909 (ГЦММК)"...неровная полоса слившихся, резко очерченных, окрашенных закатом облаков прорезает вверху небосвод, лишает его спокойствия и одновременно возвращает ощушение плоскости..." Как отмечает иследователь театрально-декорационного искусства рубежа XIX-XX вв. Р.И.Власова(1984), "вариант ГЦМКК 1909 года более театрально удобен:главный шатер повернут входом к рампе, изменен орнамент на нем, расположение шатров несколько иное.<...> Судя по рисунку А.Е.Марти (Comoedia illustre.-1909.-15 aout.-P.460), воспроизводящего сцену "Половецкого стана", именно эскиз ГЦММК<...>был реализован.В нем впервые проявляется проем входа в главный шатер".

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 4: 1910–1912 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. редактор: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2007. 584 с. [1] л. портр.

Георгий Лукомский

Художественная жизнь Москвы

...Театральные декорации: у Н. Рериха нет больших холстов, как в прошлом году на «Салоне», но художник представлен очень разносторонне. Здесь и декорационные постановки («Князь Игорь», «Псковитянка», «Валькирия»), и архитектурные этюды, и пейзажи, и эскизы для мозаичных фресок и панно. Особенно красивы эскизы декораций: к «Князю Игорю» — струящиеся к небу испарения, внутренности палат; к «Псковитянке» — «Шатёр Иоанна Грозного» — малиновая завеса, за приподнятым краем которой виден чудесный бледно-зелёный холмистый пейзаж; к «Снегурочке» — морозная, звёздная ночь, и в котловине — занесённая снегом, мерцающая огоньками сказочная деревушка. <...>

Аполлон. 1910. Февраль. № 5. С. 58–71. Помещена автотипия В. Серова «Портрет г-жи Е. И. Рерих».

Дубль-вэ

Выставка картин Союза художников

<...>Почти все произведения Н. К. Рериха проникнуты художественным архаизмом. В них нет деталей, которые могли бы испортить общее цельное впечатление, и потому большинство его картин хотя и просто написаны, но производят сильное впечатление.

<...>Оригинальна картина «Половецкий стан»: масса шатров и палаток, из которых подымаются струйки дыма; недурны также исторические эскизы для фресок и мозаик. <...>

Петербургский листок. 1910. 26 февраля / 11 марта. № 56. Пятница. С. 3.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика