Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Половецкий стан [3]
1914

Н.К.Рерих. Половецкий стан [3]. 1914

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1192&size=3

  
Атрибуты картины

Название Половецкий стан [3]
Год 1914
Серия Эскизы к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина (не авт. название)
Материалы, размеры Бумага на картоне, темпера.
Источник Е.П. Яковлева. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. Самара: Агни, 1996
Примечание Эскиз для постановки оперы в Королевском театре Дрюри Лейн в Лондоне в 1914 г. Местонахождение Картины неизвестно. Первоначально в собр. Е.И.Рерих. В 1920 - 1930-е в собр. Музея Н.К.Рериха. Нью-Йорк. США.
(Рерих, 1916. С.143 - воспр. С.223; Эрнст. С.124.). (Yaremenko. Pl. 28. P.32)

Описание картины

Половецкий стан.

19 мая в обновленном парижском театре Шатле состоялась премьера, открывшая первый балетный сезон Сергея Дягелева. Именно русскому балету, переживающему период наибольшего обновления и творческих исканий, выпала роль прославить на западе отечественное искусство. В день премьеры были восторженно приняты балет "Павильон Армиды" (Музыка Н.Н. Черепнина, оформление А.Н. Бенуа) и грандиозная вокально-танцевальная сюита "Половецкие пляски" (Второе действие оперы А.П. Бородина "Князь Игорь", оформление Н.К. Рериха), где с невиданной силой была раскрыта тема Востока.

Действие спектакля происходило в тот драматический момент истории, когда князь Игорь находился в плену у половцев. Как только поднимался занавес, открывалась замечательна картина южной русской степи в оформлении Рериха и прекрасном освещении Дягилева. На фоне декораций под аккомпанемент полного оркестра один за другим следовали лирический хор, танец девушек-невольниц, воинственная пляска мужчин и стремительный танец мальчиков. Действие завершалось ликующей пляской и хором. Музыка, танец, декорации сливались воедино и совершенный синтез искусств осуществлялся прямо на глазах изумленной публики. "Впечатление от этой сцены было столь огромным, что бурные аплодисменты неоднократно прерывали действие, и, когда занавес наконец опустился, ажиотаж был неописуемый" (Григорьев С.Л.).

Именно с России начинается привлечение к работе в театральных постановках настоящих крупных художников, что во многом способствовало успеху спектаклей. Для художественного оформления оперы "Князь Игорь" Дягилев неслучайно пригласил Рериха, оригинальное историческое творчество которого оказалось незаменимым для постановки. Ориентируясь на музыку Бородина, художник идеально воссоздал атмосферу "Половецкого стана". Удивительно яркая передача "скифской природы", чувство ритма и стиля, новая техника письма декораций - создавали незабываемое правдоподобие прошлого.

"Созданный Рерихом "по принципу панорамы", лишенный боковых кулис фон с его золотисто-алым небом над бесконечной далью степей, с его дымами, столбами, подымающимися из пестрых приземистых кочевых юрт, - это было то, чему здесь надлежало быть! До чрезвычайности были убедительны и костюмы, для которых Дягилев обобрал все восточные магазины Петербурга и которые поражали невиданной цветистостью", - вспоминал Александр Бенуа.

Более 500 постановок от дня премьеры к 1920 году выдержал "Половецкий стан" в различных театрах мира. Последующие авторы оформления "Князя Игоря" неоднократно придерживались именно рериховского решения, ставшего поистине образцом русской театральной живописи.

Ф.И.СЫРКИНА Рерих и театр. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

«Иконопись» была использована только в декорациях к одному первому акту. «Половецкий стан» претерпел небольшие изменения в расположении кибиток, равнины и реки. Главное же его отличие от первоначального варианта заключалось в новом колористическом строе. По-видимому, этого потребовала вокальная часть постановки. В этом варианте художник дает не начало заката, а сумерки, окутавшие половецкий стан, в которых звучат и хор девушек, и льстивая речь Кончака, и крик души плененного героя. Художник написал этот эскиз как будто на золотом грунте того первого, закатного. Теплая его основа лучится из-под зеленоватых туч, темной зелени холмов и лиловатых предгорий, поблескивающей глади вод, тонкой прорези месяца, красновато-сиреневатой драпировки радуги. Четко вырисовываются на фоне неба силуэты воинов с пиками и крепкого контура «холмы» кибиток. Красноватые дымки, тянущиеся вверх, «согревают» ландшафт.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика