Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Терем Ярославны
1908

Н.К.Рерих. Терем Ярославны. 1908

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1195&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Терем Ярославны
Год 1908
Серия Эскизы к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина (не авт. название)
Где находится Калужский музей изобразительных искусств. Россия
Материалы, размеры Бумага на картоне, темпера, пастель. 50 х 63 см.
Источник Е.П. Яковлева. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. Самара: Агни, 1996
Примечание № Ж-133, КП-4939. Эскиз для постановки оперы в Париже в театре Шатле в 1909 г. Первоначально в собрании С.А. Кусевицкого. Москва.
В списках А.П. Иванова (1915), В.Н. Левитского (1916) и С.Р. Эрнста (1918) эскиз отнесён к 1909 г. Подписано "1908".Поступил в музей в 1928 г. из ГТГ.
Изображения с сайтов Госкаталога и НФО "Мир через Культуру" (http://nfo-mir.com/)

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

В 1909 году мастер начинает сюиту, посвященную «Князю Игорю» Бородина 10 — в небольших, полных искренней и простой поэзии эскизах художник запечатлевает и белый собор «Путивля» — среди серых стен, под голубым летним небом, и широкий, темный «Терем Ярославны», и «Половецкий стан» в желто-красных суровых тонах, овеянных унынием степного одиночества, и пустынную под клубящимися тяжелыми облаками «Ограду города», где привольное эхо разносит печальный голос Ярославны. Вместе с эскизами декораций исполнены и эскизы костюмов, примечательные опять-таки той благородной и богатой скромностью, что так способствует «верному тону» всякого театрального зрелища, являющегося результатом соборной, взаимоуступчивой и деликатной в своей основе работы.

Прекрасно-лирический строй «Слова о полку Игореве» надолго полюбился художнику, и в 1914 году он снова пишет эскизы для «Князя Игоря» 11, столь же сильные и одушевленные в своих полных, ликующих красных, синих, зелено-золотистых и желтых тонах, как и волнение древней повести о делах тайных и грозных. По великолепию живописи эти эскизы принадлежат к самому славному среди творений мастера.

К первой редакции «Князя Игоря» очень близки своим строем и два эскиза 1909 года: «Въезд Грозного» (синее и белое) и «Шатер Грозного» (черное, красное и зеленое) для «Псковитянки» Римского-Корсакова .

10 Для антрепризы Дягилева в Париже. Свет рампы увидел лишь «Половецкий стан».

11 Для постановки Санина 1914 г. в Лондоне (антреприза Дягилева).

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 3: 1907–1909 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2006. 558 с.[1] л.

Р.

К началу художественного сезона

[Интервью с секретарём Общества поощрения художеств художником В. И. Зарубиным.]

…Многие хорошие художники заняты теперь писанием декораций для С. П. Дягилева, который в будущем году снова везёт в Париж русскую оперу и балет…

Н. К. Рерих пишет декорации для «Князя Игоря» Бородина, Александр Бенуа — для балетов «Раймонда» и «Павильон Армиды», Головин — для «Псковитянки» Римского-Корсакова…

Петербургская газета. 1908. 24 сентября. № 263. Среда. С. 2.

Художественный отдел

Художник Н. К. Рерих в настоящее время работает над декорациями для оперы Бородина «Князь Игорь» для постановки её в Париже под общим руководством С. П. Дягилева.

Слово. 1908. 27 сентября / 10 октября. № 573. Суббота. С. 5.

Так же: В мире искусств. 1908. Сентябрь–октябрь. № 11–13. С. 47–48.

Н. К. Рерих

(Материалы к его биографии)

... В настоящее время Н. К. Рерих занят большим декоративным фризом на былинные сюжеты (по частному заказу) и постановкою оперы «Князь Игорь» для Парижа по заказу С. П. Дягилева. ...

В мире искусств. 1908. Сентябрь–октябрь. № 11–13. С. 7–9.

Придворные известия

В пятницу, 16 января, в Царском селе в Александровском дворце их величества Государь Император и Государыня Императрица Александра Феодоровна осматривали выставку работ художника Н. К. Рериха, в которой находились эскизы декораций русских опер, предназначаемых к постановке в Париже — «Князь Игорь», «Снегурочка» и «Псковитянка», а также эскиз мозаичного входа, устраиваемого в соборе Почаевской лавры. При обозрении выставки объяснения их величествам имел счастие давать худ. Рерих.

Новое время. 1909. 17/30 января. № 11800. Суббота. С. 4.

Так же: Петербургская газета. 1909. 17 января. № 16. Суббота. С. 3; Правительственный вестник. 1909. 17/30 января. № 13. Суббота. С. 3; Слово. 1909. 17/30 января. № 681. Суббота. С. 5.

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 4: 1910–1912 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. редактор: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2007. 584 с. [1] л. портр.

Георгий Лукомский

Художественная жизнь Москвы

<…> Театральные декорации: у Н. Рериха нет больших холстов, как в прошлом году на «Салоне», но художник представлен очень разносторонне. Здесь и декорационные постановки («Князь Игорь», «Псковитянка», «Валькирия»), и архитектурные этюды, и пейзажи, и эскизы для мозаичных фресок и панно. Особенно красивы эскизы декораций: к «Князю Игорю» — струящиеся к небу испарения, внутренности палат; к «Псковитянке» — «Шатёр Иоанна Грозного» — малиновая завеса, за приподнятым краем которой виден чудесный бледно-зелёный холмистый пейзаж; к «Снегурочке» — морозная, звёздная ночь, и в котловине — занесённая снегом, мерцающая огоньками сказочная деревушка. <…>

Аполлон. 1910. Февраль. № 5. С. 58–71. Помещена автотипия В. Серова «Портрет г-жи Е. И. Рерих».

Омега

На выставке «Союза»

<…> Хороши, дают настроение и трогают любовным чувством к старине картины Н. К. Рериха: «Путивль», «Терем Ярославны» и «Белые птицы»,<…>

Петербургская газета. 1910. 23 февраля. № 53. Вторник. С. 3.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика