Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1198&size=3
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Ист.: https://vk.com/wall268873171_21536?hash=c58a90f5f6c59998be "Различны виды ожидания: есть ожидание открывающее, но есть и ожидание пресекающее. При первом ждет сердце, но при втором ждет я, самость. Мысль, даже самая высокая, с трудом долетит через забор самости. Она поникнет на острых кольях самости. Зазубрена самость, изломана завистью и звериною злобою. Такая встреча не может допустить мысли прекрасной. Много заметного происходит в процессе принятия мысли. Бывает миг затишья перед прилетом высшего Вестника. Но надутая самость разве почует этот миг сладчайший? Сердце, только оно, умеет преисполниться ожидания. Только сердце не завопит: «Я жду!» Премногая самость звучит в таком я. Но ожидать сердцем - это уже предчувствовать. Много радости в таком чувстве. Древние называли его проводником. Утверждаю, что предчувствие есть уже открытие врат. Сердце - радушная хозяйка, оно предусматривает, как встретить гостя далекого. Нужно напрячь лучшие чувства, являя встречу мысли."
|
||||||||||||
|
||||||||||||
«Вечное ожидание» (1917)—три человека в белом одеянии, на рассвете, сидят на берегу фиорда, взирая на тихие, зеркальные воды, и чего-то ждут. |
||||||||||||
|
||||||||||||
В 1918 году Николай Константинович пишет картину "Карелия. Вечное ожидание". В ней, несомненно, звучат автобиографические нотки. На пустынном берегу среди камней четыре фигуры - одна женская и три мужские. Их взоры устремлены к горизонту. Они напряженно ждут вестей с другого берега. Тема ожидания выражена и в написанном тогда же стихотворении "Время": И если бы весть о знаках священных возникла, устремимся и мы, Если их понесут, мы встанем и воздадим почитание. Зорко мы будем смотреть,остро слушать мы будем, Будем мы мочь и желать и выйдем тогда - когда время. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Чувством ожидания проникнуто все литературное и живописное творчество Рериха этого периода. В картине "Вечное ожидание"[11], написанной в 1917 г. в Сортавале, художник изображает четырех людей на берегу сурового озера. Рядом маленькая избушка без окон, двускатной крышей, на двери – секирообразный замок. На одном из камней – причудливое растение. Оно не прописано, лишь обозначено фантастическим темно-розовым цветом. Высокой стеной окружают людей синие скалы. Что за этими скалами? Какой мир – спокойный или бушующий? Как его отголоски, его посланники, появляются на небе пестрые облака, их стремительность и яркий свет пробивающихся солнечных лучей вносят в жизнь побережья движение, рождают радостное волнение. Люди смотрят в даль озера. Чего они ждут? Вестника. Вестей из того мира, что скрыт от них каменной грядой. (В 1941 году художник пишет картину "Ждущая"*, повторяя сюжет "Вечного ожидания"*.) [11] Картина "Вечное ожидание" находится в собрании Е. П. Климова, г. Александров |
||||||||||||
|
||||||||||||
Всему свое время. Требование сроков надо понять. Недопустимы ни преждевременность, ни запаздывание. Но готовность сердечную надо иметь, чтобы не упустить урочного часа. Ждали Явления годы, а когда сроки пришли, ушли, не дождавшись. Так поступают малые сердцем. Вечно ожидание, как на картине «Ждущие» - символом служит жданности сроков и готовности к ним. Эволюция обуславливается готовностью человеческого сознания. Ускорить преждевременностью – значит разрушить, потому ожидание сочетается с мудростью. Но давать можно всегда и при всяких условиях, если соблюдена соизмеримость. Давать соизмеримо - означает давать по сознанию. Следовательно мудрому даянию ничто не мешает. ...Так ожидание эволюции мира не означает бездействия, а понимание соизмеримости - возможности дать. Грани Агни Йоги, т.1. февраль 17
Картина «Ждущие» - символична. Ждать тоже надо уметь. Пусть ожидание будет всегда плодоносным. Светоносно оно, ибо объединяется со Светом будущего. Плодоносное ожидание - мудро. Грани Агни Йоги, т 3. 41 |
||||||||||||
|
||||||||||||
• Захороненный клад — это скрытая правда жизни. Все подступы к ней загородила злая колдунья (нейда — в карельской и скандинавской мифологии — колдунья), но люди получают Приказ разыскать этот клад. Священные огни ведут к нему, но нужен ещё Знак, чтобы пустится на розыски. И люди терпеливо ждут, зорко всматриваясь в горизонт далёких островов. Это первый вариант картины “Карелия. Вечное ожидание”. В ней мы видим четыре фигуры, три мужские и одну женскую. Явный намёк на четверых Рерихов. В позднем варианте этой картины, созданной в 1941 году, “Ждущая” Рерих оставил только одну женскую фигуру. В том и другом варианте — ожидание Вести, оповещающей, что путь открыт. Но на пути ждёт ещё немало опасностей. Наконец, они преодолены... [39, с.141,142]. • Трое мужчин и женщина неподвижно сидят на скалах и смотрят вдаль, в сторону моря. Ждут вести или зова. Напряжённая сине-жёлтая цветовая гамма усиливает настроение, переданное выразительной композицией. [40, с.63]. • Картина “Ждущие” — символична. Ждать тоже надо уметь. Пусть ожидание будет всегда плодоносным. Светоносно оно, ибо объединяется со светом будущего. Плодоносное ожидание — мудро [12, т.3, 41]. • Когда ваше терпение в ожидании будущего иссякает, помыслите о том, что Учителя Братства тоже Пребывают в ожидании. Они многое знают, многое Видят. Видят суждённое будущее планеты, которого ещё нет, но которое будет, и всё же вынуждены ждать, как и вы, ибо течение сроков нарушить нельзя. Помните картину “Ждущие”. Только постарайтесь понять, что ожидание не есть бездеятельность и пассивность. Мы признаём только ожидание действенное, когда человек сознательно подготовляет себе в нём место, утончая свою сущность, расширяя свой кругозор и сознание [12, т.4, 151]. • При приближении сроков количество посылаемых знаков начинает усиливаться. Но, даже базируясь на них, ни дня, ни месяца, ни года назвать невозможно, ибо это будет всегда ошибочно. Это же обстоятельство заставляет пребывать в постоянной готовности, при зажжённых светильниках. Если готовность переходит в ожидание, активное и деятельное, то и это хорошо. Лучше бы не угашать огни духа в безразличии и бездеятельности [12, т.11, 232]. • Сознание пусть будет открыто навстречу Лучу. Приемлемость, или открытость сердца, является непреложным условием восприятия. Прежние неточности в восприятии не могут служить препятствием для новых пониманий. План подвижен. Изменения могут быть самыми неожиданными. Готовность включает в себя и понимание самых быстрых перемен всех условий [12, т.11, 233]. • Велико ожидание. Вспомните картину “Ждущие”. Начинаете постигать её смысл. Качество ожидания сложно. В нём и напряжение, и устремление, и действие, и прежде всего действие мысли. Инертное ожидание бесплодно. Не вырастут крылья у бездумного ожидания. И надо знать, чего ждать. По каналу устремлённого, огненного ожидания течёт пространственная мысль, связанная с суждённым, чудесным будущим человека. Ожидание облечётся плотью и выльется в чёткие отлитые пространственные формы. Серебряный мост в будущее строится этим путём [12, т.11, 314]. •“Не ведаете ни дня ни часа”. С этою мерою и будем ожидать будущее. И пусть ожидание это будет активным. Активность может быть и внутренняя, внешне на поверхности не заметная. Лишь бы мысли не пребывали в застое. Не в проточной воде, но в стоячей, гниющей, заводится всякая нечисть [12, т.13, 301] • Великий Приход состоится. В ожидании пребывайте. Ожидание означает и бодрствование духа. Иначе не действенно оно и бесполезно. И, когда спросят вас, как ожидали, сможете ли дать достойный ответ? Или сутолока и суета настолько заполнили сознание, что для наинужнейшего, которое превыше всего, места уже не остаётся? Ведь за получением придут все. Придёте и вы чтобы получить в соответствии с тем, что принесёте. Готовите ли кувшины и корзины свои? И поняли ли сердцем, как лишено конечного смысла всё, что вас окружает. Невозможно идти, если ноге не на что опереться. Сказано: “рукой и ногой человеческой”. И опора ногам нужна на Земле, ибо по ней пролегает путь кверху. Так мудро сочетая неизбежность прошлого мира с далёкой сияющей целью, но близкой чудесными возможностями, дойдите до Дня Моего [12, т.13, 440] • Положение в мире будет всё время ухудшаться, пока не совершится Приход. И удивляться этому не будем. Надо, чтобы дух пробудился. Удары по веществу материи должны возрастать, чтобы пробить её толщу и духа коснуться. Толстокожие люди малочувствительны к этим ударам. Их ничем не пробьёшь. Нужны очень сильные потрясения и бедствия, чтобы проснулись. Безумцы стоят в некоторых странах у власти. Безумна политика их. Не останавливаются перед самыми чудовищными преступлениями. Человеконенавистничество, разрушения, смерть несут они людям [12, т.13, 455] • Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь встретить волны неожиданных событий. И пусть готовность эта будет безличной, не ожидающей чего-то для себя. Тогда и ожидание не будет мучительным и не принесёт разочарований. Ход мировых событий не считается с личными интересами личности, но имеет в виду конечную цель — Общее Благо. Общее Благо не есть личное, но имеющее общеполезное пространственное значение. Во имя его лучшие представители человечества жертвовали не только личными интересами, но даже жизнью. Только сферы безличного приводят к бессмертию. Личность же обречена кратким циклом своего существования и смертью всех временных оболочек, облекающих дух. И лишь Бессмертная перевоплощающаяся Индивидуальность переживает личность, продолжая свой путь в Беспредельность [12, т.13, 492]. • Даже звенящие под ногою камни исследуйте, ибо и на них могут быть следы Моего прихода. Ждущие, ждущие, даже вы можете не признать час явления. Ибо ждать не легко. Но Я дам вам признаки и облечения. Ночью Я не приду. И в часы, когда лучи солнца не касаются земли вашей, дайте духу вашему спокойно отойти в Обитель Творца. Также скажу, как надо ждать в часы дня. Не песнопением, не восхищением ждите, Но напрягите труд ваш во Имя Моё. Не за сном, не за едою, Но за трудом Я оправдаю Моих возлюбленных. Утром, твердя семисловие, Скажите: помоги нам не пройти мимо труда Твоего! И повторяя Имя Моё и утверждаясь в труде Моём, вы дойдёте до дня Моего. Запомните и читайте слова Мои. В эти тяжкие дни трудом оправдаетесь и действием вознесётесь, и Моим Именем достигнете. Я сказал [36, Зов, 20.01.1923]. • Но не фабрика, но мастерская духа обновит мир. И обои, наклеенные людьми и замкнувшие поры жизни, будут смыты ливнем грозной Благодати [36, Зов, 21.01.1923]. • Итак, вы в труде встретите Меня. Но где же признаки труда? Быстрота, решительность и самоотверженность. Но быстро и решительно можно дойти и до пропасти. А ваш путь к вершинам. И потому ещё прибавьте — и мудро. И возьмите за обычай утром, Начиная день, спросить себя: Что можете прибавить к работе порученной? Чтобы Имя Моё вошло во все дела ваши, И вошло не препятствием, но утверждением. Не отвлекая, не усложняя, но входя как часть ваших решительных мыслей. И так, в труде мудро, и приняв щит Имени Моего, победите всё, что вредит пути восхождения. Это совет для немедленного принятия к делу. Так же точно и просто Говорю: читайте и поймите проще Моё Учение, не упуская сроки. [36, Зов, 27.01.1923]. • Люди, ждущие вести, также разделяются на два отдела... Мало кто умеет ждать при полном доброжелательстве, при труде и среди трудностей — такие сотрудники уже становятся собратьями [36, Бр., 68]. 39. П.Ф.Беликов. Рерих.(Опыт духовной биографии), Новосибирск, 1994г., 334с. 40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с. 12. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 36. Агни Йога. (Живая этика). |
||||||||||||
|
||||||||||||
В работе «Вечное ожидание» — четверо ожидающих — вся семья Рерихов. Женщина сидит отдельно от мужчин, у нее подчеркнутая художником особая миссия. |