В 1913 г. Рерих работает над эскизами декораций к "Принцессе Мален" бельгийского драматурга М. Метерлинка. Эскизы предназначались для московского Свободного театра. И несмотря на то, что постановка не состоялась, Рерих еще раз в 1916 г. возвращается к метерлинковской пьесе и создает к ней "Сюиту рисунков".
В эскизах к "Принцессе Мален" не только чувствуется атмосфера "напряженной духовности" мира метерлинковских героев, но и хорошо заметно знание Рерихом северной архитектуры. В поездке 1907г. Рерих познакомился с архитектурой финского неоромантизма и изучил ее.
Зодчие-неоромантики Э. Сааринен (входивший в "Мир искусства"), Л. Сонк, А. Линдгрен[7] стремились использовать в своем творчестве элементы средневековой замковой архитектуры – башни, своды – и приемы, выражающие мощь северной природы: стилизация животного и растительного орнамента зданий, "показ" материала – использование при облицовке необработанного гранита. Подчеркнутое стремление архитектурной постройки ввысь, к небу, сочеталось с подчеркнутой тяжеловесностью цокольного этажа.
Все это учел Рерих, создавая свой архитектурный пейзаж "Башни королевы Анны", "Двора замка"*, "Улицы перед замком"* и других эскизов декораций к "Принцессе Мален"*.
[7] Сааринен Элиэль (1873–1950), Сонк Ларе (1870–1956), Линдгрен Армас (1874–1929) – финские архитекторы.