Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Страж пустыни. # 7
1941

Н.К.Рерих. Страж пустыни. # 7. 1941

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1508&size=3

     
Атрибуты картины

Название Страж пустыни. # 7
Год 1941
Где находится Местонахождение неизвестно. Из собрания Ю.Н. Рериха
Материалы, размеры Холст, уголь, темпера. 47.3 х 79.2 см.
Источник Ревякин Д.Ю. Гибнущее наследие. Московская квартира Ю.Н.Рериха. Каталог.Фотохроника.Архивные документы. М.: МЦР, 2010
Примечание См. также "Хранитель Чаши" [1928-1930 гг.]
Более известна под названием "В монгольской степи".
На обороте графитным карандашом поздние надписи: 041017; В Монгольской степи, рукой Ю.Н.Рериха надпись: Собр. Ю.Рерих; красным карандашом поздние надписи: 215; 3459 квп; синим карандашом поздняя надпись: ВХ 2687
Картина находилась в московской квартире Ю.Н.Рериха с 1959 г. по 2006 г.

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Страж пустыни (1941 г.)

На картине изображен могильный курган, "казер", с мечом, и островерхие камни, символизирующие убитых древним богатырем врагов. Такими памятниками старины обильна и славна Южная Сибирь.

Н.К.Рерих пристально всматривался в азиатские ценности, находил неожиданные аналогии, делал неожиданные сопоставления и выводы. Особенные раздумья художника вызывали неразгаданность таинственного предназначения чаши, что часто покоилась в левой руке древних скульптур. В каменной чаши изваяний Рерих усматривал "знак очень древнего, ритуально установленного культа". За "пламенеющей чашей" каменных баб ему мыслилось столь значительное, что он считал легкомыслием предлагать с ходу, без кропотливой работы, расшифровку ее сокрытой семантики. Этими раздумьями пронизан внутренний смысл и эмоциональный настрой картины "Страж пустыни".

Н.К.Рерих глубоко прочувствовал и испытал на себе огромное воздействие сложившейся среди мира кочевников Азии художественной концепции "человек-пространство" Имеется в виду традиционный скульптурный образ с пространственным планом, который встречается и в Монголии, и на Алтае. Антропоморфное каменное изваяние устанавливается с большим пониманием внутренней взаимосвязи между каменотесной скульптурой и выразительными особенностями ландшафта. Темный силуэт вертикально поставленного камня среди ровного участка степи в панораме гор сразу привлекает к себе внимание, наводит на размышления о беспредельной Вселенной и вечности духовной сущности человека, запечатленной в камне.

Эту художественную концепцию "человек-пространство" в своем чистом виде художник и воплотил в картине "Страж пустыни".

Небо как художника палитра, и холмы, холмы, холмы...

Вслушайся в Космические ритмы, отдохни от жизни кутерьмы.

Здесь не место хилым духом, слабым;

Сильные пройдут и без дорог.

Молчалива каменная баба, камни молча высятся у ног.

Времени как будто не подвластна, памятником вечным простоит.

Каменная баба не бесстрастна, помнит всё и всё в себе хранит.

Солнце будет литься лучезвонно, звезды ободряюще мерцать...

Сможем ли и мы - вот так, без стона,

Помнить, знать, любить и созерцать?

О.Ауновская

Урикова Н.В.

Л.Р.ЦЕСЮЛЕВИЧ. На Алтае. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

Многие легенды связываются с многочисленными древними курганами — так называемыми «чудскими», или «скифскими», могилами, разбросанными как по территории степного и Горного Алтая, так и в соседних районах, в том числе в Монголии. Есть много разновидностей погребений, относящихся к разным историческим эпохам. На некоторых курганах сохранились «каменные бабы», или «кезеры», представляющие собой замечательные образцы древних каменных изваяний. Написанная в Индии в 1941 году картина Рериха «Страж пустыни» изображает характерный тип такого погребения. В центре кургана фигура «кезера» с мечом. Кругом поставлены остроконечные камни, количество которых указывает число врагов, сраженных погребенным здесь героем.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика