Близка этой серии по своему смыслу картина... “Св. Сергий”. Широко открытые врата монастыря, как в картине “И мы открываем врата ”, позволяют увидеть совсем иной пейзаж. Одноглавая церковь на берегу тихого озера, среди холмов. Пустынна земля. Юный Сергий с посохом в руках и котомкой за плечами изображён в правой части картины. Он ушёл от этих холмов, от дальнего леса. В его позе — усталость и вместе с тем непреклонность, верность избранной цели. Он продолжает свой путь уже в стенах обители. Картина построена, как диптих: мир, видимый слева из-под арки ворот, уводит взгляд зрителя вдаль, к холмам, к горизонту, а справа — стена монастыря, замыкающая пространство, с фигурой юного Сергия на фоне древних фресок. Здесь царит иной мир, взывающий к духовному совершенству. Но контраста между этими двумя мирами нет. Пейзаж, который открывается нашему взору за оградой монастыря, — светлый, одухотворённый, располагающий к сосредоточенности и размышлениям [40, с.66,67].
40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.