Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1578&size=3
Обороты: |
|
||||||||||||
|
||||||||||||
XXX Маленькая хроника Вообще надо заметить, что Весенняя выставка привезена из Петербурга в довольно сокращённом виде. В Петербурге было выставлено более 400 номеров, сюда привезён всего 141 номер. ... В особенности это относится к картинам Н. К. Рериха, художника, ещё мало знакомого Москве. Из 9 его вещей, фигурировавших на Весенней выставке в Петербурге, сюда прибыли только две картины: «Зловещие» и «Заморские гости». Интересные картины «Языческое», «Соглядатаи», «Поход Владимира на Корсунь» и декоративные работы не удостоили посещением Москвы, между тем, все они нарасхват раскуплены в разные музеи (конечно, не нашей галереей) и частными лицами. ... Курьер (Москва). 1902. 17 апреля. № 105. Среда. С. 3.
Андрей Карелин «Современное искусство». Выставка произведений Н. К. Рериха ...Художник работает над последовательным циклом изображений, которые должны показать, как начала быть русская земля. Задача огромная… Мы смело высказываем взгляды на его работы, как ещё не успевшие найти окончательной законченной отделки. Даже его законченные работы: «Волки», «Один», «Соглядатаи», два идола и «Поход Владимира на Корсунь», желательно увидеть менее эскизными. ... Знамя. 1903. 4/17 марта. № 59. Вторник. С. 2.
Н. фон Гук Музей пожертвований На этих днях художник А. А. Карелин отправляет в Нижний Новгород только что пожертвованные разными лицами предметы для Нижегородского городского художественно-исторического музея. Прежде всего, отправляются: «Соглядатаи» — картина Н. К. Рериха, изображающая тот момент, когда монголы из-за сугробов снега выглядывают слабейшие места деревянной крепости, находившейся на месте нынешнего нижегородского кремля; ... Биржевые ведомости. 1904. 6/19 июля. Утренний выпуск. № 341. Вторник. С. 2. |
||||||||||||
|
||||||||||||
" ...Пребывание Рериха в Нижнем, его растущая известность побудили одного из основателей Нижегородского городского художественного и исторического музея А.А. Карелина обратиться к нему с просьбой пожертвовать молодому музею одну из своих картин. Н. Рерих с готовностью откликнулся на нее. В Государственном архиве Нижегородской области хранится письмо-ответ Рериха, адресованное А.А. Карелину, в котором, в частности, говорится: «Глубокоуважаемый Андрей Андреевич. На Ваше письмо or 11-го февраля могу сообщить Вам, что картина, которую я могу отдать в Нижегородский музей, называется «Соглядатаи», размерами 22 х 47 вершков и была выставлена на выставке в Имп. Академии художеств в 1902 году. (Освещение картины требуется или верхнее, или боковое, но отнюдь не фас)...»4 Полотно «Соглядатаи» создано Рерихом в 1900 году в Париже, где он (с сентября 1900 по лето 1901 г.) проходил обучение в мастерской исторического живописца и монументалиста Фернана Кормона. По образному строю оно близко славянской серии. В зимних сумерках потонули заснеженные холмы, тревожный сон сковал древний городок. Затаив дыхание подползают к крепостным стенам вражеские лазутчики. Элементы традиционной повествовательности подчинены здесь главному - умению поэтически угадать психологический климат отдаленной эпохи, почувствовать и передать сквозь пелену «седого векового тумана» жизнь предков во всей ее неповторимой самобытности. Картина написана маслом, широко, свободно. В ней налицо особенности «рериховского стиля»: отсутствие активного действия, доминирующее значение пейзажа, воссоздание исторического «колорита» эпохи. Существенную роль играет цвет, являясь основным камертоном настроения. Холодные зеленовато-серые, голубовато-синие приглушенные тона рождают ощущение настороженности, скрытой опасности..." И.Кузнецова
ПРИМЕЧАНИЯ 4. Государственный архив Нижегородской области. Фонд 569, опись 1779, ед. хран. 4, лист 7-8 |
||||||||||||
|
||||||||||||
Посещение Нижнего молодым художником, его растущая известность, возможно, побудили А.А.Карелина - одного из основателей Нижегородского городского художественного и исторического музея обратиться к Рериху с просьбой - передать молодому музею одну из своих картин. В Нижегородском областном архиве хранится письмо-ответ Н.Рериха, адресованное А.А.Карелину.
«Глубокоуважаемый Андрей Андреевич. На письмо Ваше от 11-го февраля могу сообщить Вам, что картина, которую я могу отдать в Нижегородский музей, называется ''Соглядатаи", размерами 22x47 вершков и была выставлена на выставке в Имп. Академии художеств в 1902 году. (Освещение картины требуется или верхнее или боковое, но отнюдь не фас). Согласно желанию Вашему сообщаю несколько сведений о себе. Родился, в Спб 1874 г. Поступил в Академию и в Университет (по юридическому факультету) в 1893 г. Окончил Академию по мастерской Куинджи в 1897 г. Выставлял на выставках Академической и Мира Искусства. С 1901 года секретарем Императ. Общества поощрения художеств. По поручению Имп. Русского Археологического Общества произвел ряд раскопок в северных губерниях. Главные картины: В Русском музее Императора Александра III, в Третьяковской галерее и в частных собраниях Е.И.В. Государя Императора, Е.В. Принца Петра Александровича Ольденбургского, кн. С.А.Щербатова, Ф.Ф.фон Мекк, Р.Д.Выстрякова, С.С.Боткина, М.Ф.Якунчиковой и др. Получить картину можно во всякое время, но удобнее утром от 11 до 1 часу. С истинным уважением искренне Вам преданный Н.Рерих. 12 февраля 1904 года»1 Обращает на себя внимание обязательность, пунктуальность Н.Рериха. Он отвечает А.А. Карелину на следующий день после получения письма последнего. В этот же день А.А.Карелин пишет письмо из Петербурга Комитету Нижегородского городского художественного и исторического музея, где в приписке сообщает: «Для начала моей деятельности по представительству Комитета на предмет пожертвований, уведомляю Комитет о полученном мною письменном извещении известного археолога, секретаря Императорского Общества поощрения художеств в С.Петербурге, извещающем о приносимом им, Николаем Константиновичем Рерихом, пожертвовании своей картины "Соглядатаи" (22x47 вер.), бывшей на выставке в Императорской Ак.художеств 1902 г. Картина, сведения о ней, биографические сведения об авторе будут мною перепровождены Комитету при накоплении нескольких пожертвований, чтобы выгадать на ящике и укупорке. С почтением А.А.Карелин. 12 февраля 1904 г»2 Из писем, хранящихся в Нижегородском областном государственном архиве и рукописном отделе архива Государственной Третьяковской галереи, складывается живая картина пересылки "Соглядатаев" из Петербурга в Нижний, деятельное заинтересованное участие, как собирателя, так и лиц, к которым он обращался. Следует отметить также тот факт, что Н.Рерих не только дарит свою картину, но и оказывает посильную помощь в комплектовании молодого Нижегородского музея, рекомендуя А.А.Карелину обратиться к соученику по Академии художеств В.И.Зарубину, как к возможному жертвователю. 28 мая 1904 г. Зарубин сообщает Карелину о своей "готовности принести в дар Нижегородскому музею что-нибудь из своих произведений", обещая дать "ближайшие сведения в непродолжительном будущем," когда найдет среди своих работ "подходящие и достойные для вышеназначенной цели". В конце письма Зарубин предупреждает: "От Н.К.Рериха я слышал, что пожертвованная им картина от него еще не взята и если она не будет взята до 5-го сего июня, то получение ее ввиду его отъезда, будет затруднено."3 Через несколько дней А.Л.Карелин обращается к Н.Рериху с письмом: «Глубокоуважаемый Николай Константинович. Несмотря на уведомление меня В.И.Зарубиным о Вашем отъезде……, я не успел захватить Вас в Петербурге. Был сегодня (8-го) у Вас на В. О. и разыскал академического швейцара Вашего "Лигарду". Он сообщил мне Ваш адрес, он же указал мне на своего сослуживца укупорщика картин. Ему я поручу пересылку собранных картин. Не откажите в любезности черкнуть швейцару, чтобы он выдал когда я скажу4. Ваш дар академическому укупорщику для отправки "Соглядатаев" в музей. Глубоко Вам признателен за указания на В.И.Зарубина, который обещал картину. За последние дни получил акварелей, бывш. на акв. выставке, от Я.Я.Бельзен и акварелей от П.В.Безродного. Пока ограничусь сими вещами для посылки их в Нижний ибо скоро еду на работу в Варшавский собор. Ваш слуга и почитатель А.А.Карелин. Б.Зеленина, д.17, кв 315
В начале июня А.А.Карелии отправляет в Комитет Нижегородского музея письменный отчет, сопровождающий первые, собранные им в 1904 г. произведения, где дает сведения о "художниках жертвователях" (Н.Рерихе, Я.Бельзене, Н.Безрод¬ном). О Н.К.Рерихе, в частности, Карелин пишет: "Рерих яркий представитель ученого6 художника, стремящегося даже техникою создать в зрителе ощущение отдаленности изображаемой эпохи... В 1903 г. Н.К.Рерих по поручению Имп. Археологической комиссии объехал древние города России, занося на холсте наиболее достопримечательные древности (памятники зодчества). В г. Нижнем Новгороде им написаны кремлевские башни: Белая, Часовая и Северная. Картины этой поездки были выставлены особо в Императорском Обществе поощрения художеств в 1904 г. Картина '"Соглядатаи" изображает лазутчиков-монголов высматривающих зимой, ночью прочность зашиты еще деревянных стен Нижнего Новгорода. (Н.К.Рерих был в Нижегородском музее, просит поместить его картину в большой зале над дверью).7 В августе, находясь в Варшаве, Карелин в письмах Комитету музея дважды интересуется - посланы ли юбилейные бронзовые медали дарителям: Рериху, Бельзену, Безродному. И "усердно просит" известить его как только это будет сделано, ибо "замедление посылки медалей будет тягостно отзываться на мне''.8 Переписка (хотя и не регулярная) велась между А.А. Карелиным и Н.К.Рерихом и в последующие годы. Об этом свидетельствует, хранящееся в рукописном отделе ГТГ письмо Каре¬лина Рериху, датированное 1911 г. В нем Карелин предлагает Рериху стать членом-учредителем "Российского общества для развития национальной художественной промышленности", утверждая, что участие последнего в названном обществе было бы для него (Об-ва) крайне ценно. Возвращаясь к подаренной Н.Рерихом картине "Соглядатаи", следует отметить ее живописно-тематическую близость серии "Начало Руси. Славяне", выполненную на рубеже веков. Написана работа в 1900 г., в Париже, где художник проходил обучение в мастерской Кормона. В ней наглядно проявляются черты рериховского стиля; отсутствие активного действия, превалирующее значение пейзажа, ощущение колорита эпохи. Огромную роль в произведении играет цвет, являясь основным камертоном настроения. Холодные синевато-серые приглушенные тона рождают ощущение тревоги, настороженности, близкой опасности. 1. Нижегородский областной государственный архив. Фонд 569, опись 1779, ед.хранения 4, лист 7-8 2. Там же, лист 14 3. Там же, лист 26 4. Выделено автором письма. 5. Рукописный отдел ГТГ.Фонд Рериха 44.833 6. Выделено А.А.Карелиным. 7. Нижегородский областной государственный архив. Фонд 569, опись 1779, ед.хранения 4, лист 48 8. Там же, лист 62 |
||||||||||||
|
||||||||||||
В Горьковском областном историческом архиве нами найдено письмо Н. К. Рериха к А. А. Карелину. В 1904 году Андрей Андреевич Карелин, нижегородский художник и критик, сын знаменитого художника и фотографа А. О. Карелина, обратился к Рериху от имени Нижегородского художественного музея с просьбой подарить музею какую-нибудь из своих картин. Н. К. Рерих дарит музею «Соглядатаев». Картина изображает вражеских лазутчиков в монгольских шапках и халатах: лёжа на холме, соглядатаи что-то высматривают в долине — там в ночной дали русский городок с характерными строениями в древнем стиле. Эта картина до сих пор занимает видное место в экспозиции Горьковского художественного музея. Нам кажется, что найденное письмо представляет определённый интерес: оно говорит и об общественном лице Н. К. Рериха и является хотя и краткой, но первой из дошедших до нас автобиографических справок известного художника-учёного. Вот это письмо: «Глубокоуважаемый Андрей Андреевич! На письмо Ваше от 11-го с[его] февраля могу сообщить Вам, что картина, которую я могу отдать в Нижегородский музей, называется «Соглядатаи»; размер рамы 22 х 47 вершков; была выставлена на выставке в Императорской Академии художеств 1902 года. (Освещение картине требуется или верхнее или боковое, но отнюдь не фас.) Согласно желанию Вашему, сообщаю несколько сведений о себе. Родился в СПб. в 1874 г. Поступил в Академию и в Университет (по юридическому факультету) в 1893 г. Окончил Академию по мастерской Куинджи в 1897 г. Выставлялся на выставках Академической и Мира искусств. С 1901 года секретарем Императ. Общества поощрения художеств. По поручению Имп. Русского археологического общества произвёл ряд раскопок в северных губерниях. Главнейшие картины: в Русском музее императора Александра III, в Третьяковской галерее и в частных собраниях: Е. И. В. Государя Императора, Е. В. Принца Петра Александровича Ольденбургского, кн. С. А. Щербатова, В. В. фон Мекк, Р. Д. Вострякова, С. С. Боткина, М. Ф. Якунчиковой и др. Получить картину можно во всякое время, но удобнее утром от 11 до 1 часу. С искренним уважением искренне Вам преданный Н. Рерих 12 февраля 1904 г.»
Источник : http://www.cintes.ru/index.html |