Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Тропа прямоезжая
1912

Н.К.Рерих. Тропа прямоезжая. 1912

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1580&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Тропа прямоезжая
Год 1912
Где находится Нижегородский государственный художественный музей. Россия
Материалы, размеры Картон, гуашь, темпера, акварель. 44.8 х 44.5 см.
Источник Николай Рерих. Из собр. Нижегородского худ. музея. Автор-составитель И.Н.Кузнецова. Самара:Агни,1998
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № Га-84
На обороте надпись: «Тропа прямоезжая» Н. Рерихь
Из Государственного Музейного фонда в 1926
Ранее - собрание С.А. Кусевицкого, Москва,
Ранее - собрание С.П. Крачковского.

Фрагмент книги «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество.

Большое место в искусстве Рериха занимают образы народных сказок. Изучая фольклор, он постоянно ощущал богатство фантазии, красоту духовного мира русского человека. И если в “исторических” полотнах пытался воссоздать “видимые” им картины прошлого, то произведениями этого жанра стремился не только раскрыть красоту народного творчества, но и убедить современников в том, как поэтична была старина, оставившая такое богатое наследие.

Рерих обращался к самым древним, самым любимым образам русских народных сказок. Его познания в этой области неисчерпаемы. Темы всегда новы и занимательны. На полотнах художника по небу плывёт ковёр-самолёт, возвышается причудливый замок кикиморы, кудесники и колдуны творят земные и водные заклятья, землю и леса населяют странные существа: змиевна, оборотни, лесовики, ведуньи. Таинственны, молчаливы тропа прямоезжая, могила великана, туманный замок.

... Сказочность, фантастичность сюжетов ведёт Рериха к стилизации. В картинах — яркие, декоративные краски, формы несуществующего мира кажутся подчас причудливыми, рисунок предельно упрощённым, лаконичным. Эта стилизация уместна и необходима — она усиливает впечатление сказочности и поэтической прелести нашего народного искусства. [27, с. 87, 88].

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.

И.Н. КУЗНЕЦОВА Собрание Нижегородского Государственного Художественного Музея

«Историческое настроение» присутствует и в небольшом, но монументальном по звучанию пейзаже с былинным названием «Тропа прямоезжая» (1912), где воплощено пантеистическое мировосприятие древнего человека, населявшего землю, воду, воздушное пространство невидимыми, но грозными силами. В этой «языческой» картине - дыхание вечности. Время словно остановилось. Огромное жемчужно-серое небо над пологими зелеными холмами, загадочный придорожный камень - немой свидетель тайн минувшего. Архаичность темы, прозрачный «прохладный» колорит, неторопливость повествования, созвучная торжественной ритмике старинных легенд и преданий, подчеркивают величие, одухотворенность и древность природы.

«Тропа прямоезжая» — один из редких, в этот период "чистых" пейзажей Рериха. Он органично дополняет картины художника с такими сказочными мотивами, как «Ковер-самолет», «Замок Кикиморы», «Ведунья», «Чародей», «Лесовики» и другими, раскрывающими своеобразие и закодированную мудрость славянского фольклора. Рерих был убежден в том, что в древних символах сокрыты изначальные знания народа, «забытые истины». «Самые серьезные ученые,— писал он,— уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков»5.

ПРИМЕЧАНИЯ

5. Рерих Н.К. Культура//Рерих Н.К. О Вечном.., с. 163

И.Н.КУЗНЕЦОВА Н.К.РЕРИХ и Н.НОВГОРОД ("НГХМ Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К. Рериха." г.Н.Новгород.1944г.с.120, ил.)

"Историческое настроение" звучит и в двух небольших работах Рериха, находящихся в постоянной экспозиции музея: в «Тропе прямоезжей» (1912), поступившей в 1926 г. из Государственного музейного фонда и эскизе декорации "Половецкий стан" (1909) к онере А.П.Бородина "Князь Игорь", переданном в 1960 г. Министерством культуры РСФСР.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика