Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Кришна-Лель. Эскиз. # 192
1935-1936

Н.К.Рерих. Кришна-Лель. Эскиз. # 192. 1935-1936

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1588&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Кришна-Лель. Эскиз. # 192
Год 1935-1936
Где находится Новосибирский государственный художественный музей. Россия
Материалы, размеры Картон, темпера. 31 х 46 см.
Источник Научная картотека Новосибирского государственного художественного музея
Примечание Загружено 2 изображения. № Ж-67, инв. № КП 542, 041305
Изображение: "Николай Рерих" В 2-х т. Т. 1. Самара: Агни; М.: Академия художеств

Е. П. МАТОЧКИН Николай РЕРИХ. Завещано Сибири / Новосибирск: Издательский Центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2008. - 76 стр.

Переданные Новосибирску 60 произведений были созданы Рерихом в зените мастерства, в последние 12 лет его жизни в Индии. Как признавал сам художник, в них «повсюду сочетались две темы — Русь и Гималаи» (Н.К.Рерих Листы дневника. Т. 2. М.: МЦР, 1995. С. 472).

...Произведением, объединяющим обе темы, свидетельством индо-русских связей, «единства начального пути» (Н.К.Рерих. Из литературного наследия. М.: Изобр. искусство, 1974. С. 319) является эскиз «Кришна-Лель» (1935 - 1936). Художник всегда отмечал, что славянский Лель близок по своей сути индийскому Кришне. Играющий на свирели пастушок на этом эскизе — где он: среди высоких трав Алтая или снежных вершин Гималаев?

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• Этот образ взят из сказки “Снегурочка”. Юноша сидит на камне у реки и играет на свирели, чаруя всё живое своими мелодиями. В этой картине перекличка двух легенд о славянском пастушке Леле и индусском пастушке Кришне, которая символизирована виднеющимися вдали Гималаями. Художника всегда интересовали родственные образы в русских и индийских легендах, они помогали Рериху-учёному находить взаимопроникновение культур индийского и русского народов [3].

• Лель — по-индуски красный [14, с. 299].

3. Альбом Н.К. Рерих, Новосибирская картинная галерея.

14. Н.К.Рерих, Алтай — Гималаи, Рига, Виеда, 1992г., 336 с.

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Кришна(1932 г.)

Победа арийцев над Индией вызвала к жизни одну из самых блестящих цивилизаций. Ганг и его притоки были свидетелями появления великих городов и царств. Древнейшие предания Индии в ослепительных красках передают царственную роскошь, героическое величие, рыцарский дух этих отдаленных веков.

Невозможно представить более мудрого и благодарного образа, чем образ арийского царя Индии, стоящего на своей боевой колеснице и отдающего приказы целому войску слонов, конных и пеших воинов. По преданию Кришна родился у подножия горы, в долине, по которой проносилось чистое дыхание Химавата (Гималаев). Эта долина и показана на картине, где сидит Кришна со своей дудочкой-свирелью. "Чудное дитя неизвестной женщины вырастало посреди стад и пастухов под наблюдением своей матери. Пастухи называли его "лучезарным", ибо самое его присутствие, его улыбка и его большие глаза имели дар распространять радость". Его любили и взрослые, и дети, и животные. Мальчик не знал никаких страхов.

После встречи на горе Меру с мудрым старцем Кришна преобразился. Благодарственный гимн вырвался из его сердца, приняв форму чарующей мелодии, поднявшейся к небесам. Вскоре Кришна удалился на гору Меру для размышления над своим учением и над путем спасения человечества.

Через семь лет он смог подчинить свою низшую природу высшему "Я", своему духу, и лишь тогда призвал отшельников, чтобы открыть им полученное Учение. Они нашли Кришну очищенным и обновленным. Герой преобразился в святого. Он не утерял свою львиную силу, но приобрёл кротость голубки. Среди этих людей находился и Арджуна, потомок царей солнечного цикла. После всего сказанного Кришной, Арджуна воскликнул: "Господи, ты сын Махадевы. Меня убеждает в этом твоя великая доброта, твоё невыразимое очарование... Ни послушание, ни милостыни, ни жертвоприношения не стоят единого из взглядов Твоих. Веди нас к борьбе, к подвигам. И куда бы Ты не повел нас, мы последуем за Тобой".

Одним из главных положений Учения Кришны было: "Ученость человека полна тщеславия, все добрые дела его обманчивы, если он делает их не во Имя Бога". Древние легенды говорят, что Кришна обладает шестью достоинствами: всей красотой, всем богатством, всей властью, всем знанием и всем отречением.

Всё преходящее пройдет, но Ты останешься навеки,

Закроет смерть земные веки, но дух прозревший не умрет,

И в вечность вечное уйдет.

Н.Спирина

Кришна - Лель.

Этот образ взят Рерихом из сказки "Снегурочка". На цветущем лугу, силя на камне у реки, играет на свирели, чаруя всё живое своими нежными мелодиями, Кришна - Великий Учитель. В сюжете картины переплетаются две легенды - о славянском пастушке Леле и индусском пастухе Кришне, о чем символизируют виднеющиеся вдали Гималаи. Кришну очень любят пастушки гопи. Заслышав его свирель, они бросают все свои дела и бегут к нему танцевать на берег реки. Но в конце-концов Кришна покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг.

На русской почве этот миф превратился в легенду о Леле и Купаве. Об этом так пишет сам художник: "Вспомнили Великого Кришну, благого пастуха, и невольно сравнили с древним образом славянского Леля, тоже пастуха, сходного во всём с индусским прототипом. Вспомнили песни в честь Кришны и Гопи и сопоставили их с песнями Леля, с хороводами славян... Вспомнили мелькнувшие в литературе попытки объединения слова Христос и Кришны." (Н.К.Рерих. Шамбала)

Н. КОЧЕРГИНА Завещано Сибири Журнал Восход: № 11-12 (187-188), Ноябрь-декабрь, 2009

Намёки на Алтай — Русь Азиатскую, — а также на единство славянских и восточных корней просмат­риваются ещё в некоторых картинах из рериховской коллекции Новосибирского художественного музея. Эскиз «Кришна-Лель» (1935 – 1936) воплотил одну из волнующих и дорогих для художника тем — прославление вечного искусства и его неиссякаемого Источника.

Среди природы, очищенной дыханием снеговых вершин, играет на свирели юный пастушок. Высокие густые травы обступили его стеной, наклонились и словно заслушались.

И не важно, где играет пастушок — в Гималаях или среди алтайских гор, — образ славянского Леля сливается в этой картине с обликом индусского Кришны и воплощает творческую силу народа. Художник словно говорит: пока живёт в народе тяга к Прекрасному, пока сидит на пригорке юный Орфей, способный своею игрой чаровать всё живое, до тех пор жива душа народная.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика