Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Печаль (эскиз) # 54 [Печаль (Двое в лодке). Эскиз]
1939

Н.К.Рерих. Печаль (эскиз) # 54 [Печаль (Двое в лодке). Эскиз]. 1939

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1593&size=3

  
Атрибуты картины

Название Печаль (эскиз) # 54 [Печаль (Двое в лодке). Эскиз]
Год 1939
Где находится Новосибирский государственный художественный музей. Россия
Материалы, размеры Картон, темпера. 31.1 х 46.1 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание № Ж-61, Инв. № КП 544, 041287

Е.П. МАТОЧКИН Древний Китай в творчестве Н.К. Рериха.//Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Помимо картин космического настроя или горных пейзажей есть у Рериха и произведения более лирического плана. Такова его "Печаль" (1939). На небольшого формата картоне художник изобразил лодку с двумя человеческими фигурами как бы застывшими среди пространства. Не видно горизонта, небо слилось с водой. Одинокая ладья среди безмолвия воды и неба - очень характерный мотив живописи и поэзии Китая. Его можно встретить у многих сунских художников и наиболее яркое воплощение - у Ма Юаня в его свитке "Одинокий рыбак на зимнем озере" , (конец XII - начало XIII в.). Но еще, более, пожалуй, роднит произведение Рериха с поэтическими образами Тао Юань-мина - гениального китайского поэта конца IV - начала V вв.:

..."Здесь уныние во всем,

здесь сливается небо с землей.

Я в тяжелой тоске

вспоминаю покинутый дом.

Рвусь душою к нему.

Я мечтаю вернуться на юг.

Но дорога длинна.

и надежда не тешит меня.

Цепь застав и мостов

все равно не убрать мне с пути!

Даже весть не дойдет,

и себя я вверяю стихам... [28]

В суммарной трактовке людей, в их обобщенных, неподвижных и совсем плоских силуэтах много общего с фресками лодочников из пещерного храма Цяньфодун VII-VIIIвв.

28. Эйдлин Л. Тао Юань-Мин и его стихотворения. – М.: Наука. 1967 - с.255

Н. КОЧЕРГИНА Завещано Сибири Журнал Восход: № 11-12 (187-188), Ноябрь-декабрь, 2009

Поразительно умение художника передавать внут­ренний мир человека, состояние его духа одним силуэтом, без прорисовки деталей. В этом отношении очень интересна небольшая работа «Печаль» (1939). В бирюзовом пространстве как бы парит лодочка с двумя людьми; гладь озера сливается с предрассветным туманом, стирая границы неба и земли. И природа, и люди в своём сокровенном уединении замерли, объятые чувством глубокой печали. Но высокий строй картины не оставляет чувства безысходности. Ведь, как сказано, «печаль забывается, но искры радости сияют навсегда»11. И, глядя на нежное свечение красок, мы верим, что наступит миг и горячие лучи солнца растворят туманы земли, а лучи радости развеют туманы печали. Вспоминаются слова Учения Живой Этики: «Тверди: Красота, даже со слезами, пока дойдёшь до назначенного»12.

12 Листы Сада Мории. Зов. 1.05.1922.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика