Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Ростов Великий. Вид Кремля с озера Неро
1903

Н.К.Рерих. Ростов Великий. Вид Кремля с озера Неро. 1903

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1761&size=3

  
Атрибуты картины

Название Ростов Великий. Вид Кремля с озера Неро
Год 1903
Серия Этюды из путешествий по России (составлена в 1903-1904 гг.) (не авт. название)
Где находится Частная коллекция. США
Материалы, размеры Дерево, масло. 30.5 х 81.3 см.
Источник В.Л.Мельников. Пантеон древнего искусства. К 100-летию первых персональных выставок Н.К.Рериха.// Рериховское наследие: Труды конференции. Т.IV. СПб., 2009. С. 78-182

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 2: 1902–1906 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова;Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб. : Фирма Коста, 2005. 558 с.[1] л. портр. ISBN 5

Дубль-вэ

Этюды русской старины

Одна из зал постоянной выставки картин в помещении Общества поощрения художеств (Большая Морская, 38) в настоящее время занята чрезвычайно интересной выставкой этюдов и картин русской старины.

Художник Н. К. Рерих, прекрасно знакомый с русской археологией, в течение минувшего лета объездил все места севера и запада России, в которых сохранились археологические памятники. Широкими, смелыми мазками художник запечатлел на холсте старинные стены и боевые башни, некогда охранявшие города и монастыри от неприятелей, виды церквей и монастырей, двери, ворота, колокольни и проч. ...

Вид города Ростова Великого с Ростовского озера веет стариной, масса церквей, выглядывающих своими синими главами из-за высоких стен, придаёт картине своеобразный характер…

Петербургский листок. 1903. 31 декабря / 1904. 13 января. № 359. Среда. С. 2.

Так же: Известия Императорской Археологической комиссии. Прибавление к вып. 9. СПб. 1904. С. 62–63.

А. — бов

Н. К. Рерих и его последние этюды

На днях на постоянной выставке в Обществе поощрения художеств появились последние этюды Н. К. Рериха.

Художник употребил часть истекшего лета на путешествие в западную и центральную Россию, побывав в Ярославле, Костроме, Нижнем, Юрьеве-Польском, Владимире, Суздале, Ростове Великом, в Смоленске, Вильне, Троках, Гродне, Ковне, Мерече, Риге, Вендене, в Печорах, Изборске и в Пскове.

Целью этого путешествия было занести на полотно памятники древнего зодчества, отчасти уже разрушающиеся и даже разрушенные. Н. К. Рериху помогала его жена, работая фотографическим аппаратом.

...При изображении фресковой стенописи церквей Ярославля и Ростова Великого, он весь отдавался впечатлению ласкающих бархатных тонов старинных красок и чрезвычайно близко и верно подошёл к натуре. Особенно удачны, в живописном отношении, этюды приподнятого над остальною церковью высокого амвона с золотыми колоннами Спаса на Сенях в Ростове.

...Разнообразные этюды г. Суздаля, Покрова на Нерли и г. Ростова, которому посвящено более десяти, написаны широко и достигают впечатления жизненности. Особенно большую художественную жатву Н. К. Рерих собрал в Ростове Великом: здесь и общий вид с озера, и Кремль, и внутренность храмов, и княжеские теремки, и теремки иераршие, и старинная деревянная церковь в селе Ишны под Ростовом, выкрашенная в чёрный цвет и вырезывающаяся мрачным силуэтом.

Русь. 1904. 8/21 января. № 27. Четверг. С. 3.

Из путевой книжки художника Н. К. Рериха

...Ростов Великий. С трудом верится, чтобы ростовский Кремль на глазах живых людей мог быть назначен на слом с торгов за 28 000 р. Имена Вахрамеева, Шлякова и Титова, хлопотавших о его реставрации, почётны для всякого русского. Уголки Кремля дышат XVII в. Палаты, иераршие теремки (Филарета Никитича), расписные храмы — удивительны по настроению. Конечно, большая часть не только петербургских, но и московских туристов в этом замечательном месте не бывала....

Иллюстрированное приложение к газете «Русь». 1904. 16/29 января. Пятница. С. 2. ...

Деятельность Императорского

Общества поощрения художеств

...Кроме этого, минувшим летом комитет командировал секретаря Общества Н. К. Рериха для писания этюдов с памятников древности Средней России. В заседании от 27 декабря был заслушан доклад секретаря о результатах его поездки и осмотрены этюды (71), им во время командировки написанные. Этюды представляют изображения памятников древности: Ярославля, Нижнего Новгорода, Ростова Великого, Суздаля, Юрьева-Польского, Владимира, Смоленска, Гродно, Ковно, Вильны, Риги, Вендена, Изборска и Пскова. Ввиду значения изображённых памятников, комитет постановил выставить этюды Н. К. Рериха на постоянной выставке Общества в течение января 1904 г. для публичного обозрения. <…>

Художественные сокровища России. 1904. № 5. С. 17, 19.

А. АЛЕХИН. Древнерусским зодчеством вдохновляясь. Журнал «Творчество».1968. № 7.

...Наиболее близки Рериху формы архитектуры, устойчиво стоящие на земле, в которых найдено равновесие между горизонтальными и вертикальными измерениями: особенно любит он новгородский купеческий тип храма как один из самых совершенных и пропорциональных. Именно такой тип храма встречается во многих его последующих произведениях.

Рерих был первым, кто так естественно передал спокойную тяжеловесность, монолитность, прекрасную простоту древнерусских строений, их органическую связь с землёй, с окружающим пейзажем, передал конструктивность и скульптурность построек, их фактуру, лепку и, наконец, их древность.

Рерих не столько пишет, сколько, подобно строителю, возводит в своих картинах архитектурные сооружения, прилаживает камень к камню, бревно к бревну, подводит к ним мощные контрфорсы, оставляет в стенах и башнях узкие щели бойниц, укладывает надёжную кровлю.

Большое значение он придавал выбору формата холста, картона или бумаги, который всегда максимально соответствует в его работах особенностям архитектурных построек, пейзажа. Так, если Ростовский кремль написан Рерихом на холсте, вытянутом по горизонтали, то для большой звонницы в Печёрах (1903) он выбирает узкий, словно сжатый с боков холст, что можно в какой-то степени объяснить его собственными словами о Печёрских строениях: «Церкви XVII века, деревянные переходы на стене, звонницы — всё это тесно сжатое, даёт необыкновенно цельное впечатление».

Соболев А.П. Художественные произведения Н.К. Рериха в русских и зарубежных изданиях

Черно-белая репродукция, на которой лучше видны детали:

Репродуцировано:

Художественные сокровища России. 1904. № 6–8. С. 35 (под назв. Ростов Великий с озера Неро)

Журнал для всех. 1904. Июнь. № 6. С. 353 (под назв. Ростов Великий с озера Неро)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика