Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Плафон (эскиз для часовни Святой Анастасии в Пскове)
1913

Н.К.Рерих. Плафон (эскиз для часовни Святой Анастасии в Пскове). 1913

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1780&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Плафон (эскиз для часовни Святой Анастасии в Пскове)
Год 1913
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Картон, темпера. 47 x 47.5 см.
Источник Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. Т. 12. Первая половина XX века. (Н-Р). СПб.: Palace Editions, 2013
Примечание Эскиз росписи для часовни в Пскове, построенной по проекту архитектора А.В. Щусева.
Инв. № Ж-1972
См. также Роспись церкви Св. Анастасии

КОРОТКИНА Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л.:Искусство, 1985.- 224с.

...В 1910-1914 годах Рерих работал над панно и церковными росписями, в тематику и художественное решение которых внес новые качества. Художник выразил в них общечеловеческие идеалы добра, милосердия. Живописное исполнение этих произведений отличается декоративностью.

Перед самой войной Рерих создал эскизы для росписи часовни святой Анастасии во Пскове, построенной по проекту А.В.Щусева. Святая Анастасия считалась покровительницей льноводства — отрасли хозяйства, с древнейших времен распространенной на псковской земле. Часовня была поставлена на берегу реки Великой в 1911 году. В 1960-х годах, при строительстве моста Советской Армии, ее перенесли ниже по течению и поставили ближе к воде. Щусев построил часовню в традициях древней псковской архитектуры. Белая, чистая гладь стен почти лишена декора, используется лишь типично псковский орнамент — бегунец, поребрик, а также кокошники.

Внешнему облику часовни соответствуют светлые, яркие краски и возвышенная духовность образов росписи в интерьере, выполненной по эскизам Рериха. Художник изобразил знаменитых псковских князей-воинов, с именами которых связано героическое прошлое Пскова — Довмонта и Всеволода-Гавриила; написал и святую Анастасию. Степы покрыл орнаментом в виде цветов и стеблей. Часть орнаментов безвозвратно погибла во время переноса часовни на новое место, так как местами штукатурка вместе с росписями осыпалась. Сохранившиеся росписи реставрированы в 1971-1972 годах (два эскиза Рериха хранятся в Русском музее).

КОРОТКИНА Л.В. Николай Константинович Рерих. СПб.: Художник России, Золотой век, 1996. - 192 с. ил.

...1914-й - год окончания работы над эскизами фресок для часовни Святой Анастасии во Пскове (архитектор А. В. Щусев)48. Святая Анастасия считалась покровительницей льноводства. Изучению росписей часовни помогли реставрационные работы, проводившиеся в ней в 1971-1972 годах49.

Легкому внешнему облику часовни соответствует светлая цветовая гамма и возвышенная духовность образов росписи в интерьере. На стенах, среди орнаментов, помещены изображения псковских святых. На плафоне - Святой Дух в виде голубя, херувимы и небесные светила. Плоскостная, стилизованная трактовка образов способствует монументально-декоративному синтезу.

48 Росписи по эскизам Рериха выполнил реставратор иконописи Чириков.-ОР ГТГ, 44/1536, л. 1.

49 См.: об этом: Г. Г. Донской. Реставрация монументальной живописи Н. К. Рериха

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика