Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Эллора (Ашрам)
1938

Н.К.Рерих. Эллора (Ашрам). 1938

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=19&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Эллора (Ашрам)
Год 1938
Серия Ашрамы (составлена в 1931 г.)
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 92 x 61 см.
Источник Сайты Государственного музея искусства народов Востока и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № 9356 II, 43926 КП. Вариант названия - "Ашрам", варианты даты - 1936 и 1940. Название "Цейлон", имеющееся в авторском списке 1935-1936, может соответствовать этой картине, поскольку изображен храм в Шри Ланке, а не в Эллоре. В.В. Соколовский и А.Д. Алехин называли картину "Цейлон".

А. Д. Алехин. Творческий метод Н. К. Рериха. электронный доступ:http://n-k-roerich.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st005.shtml

На юбилейной выставке в залах Академии художеств, посвященной столетию со дня рождения Рериха, экспонировались еще две цейлонские работы. Они написаны "от себя", но в то же время очень верно передают самую суть пейзажа. В данном случае произведения рождены впечатлениями от священного пруда и больших рельефных изображений слонов, высеченных на скале около древнего буддийского монастыря Исурумуния в Анурадхапуре.

Ж. ДЮВЕРНУА Рерих. Фрагменты биографии/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.

Не к тому же ли огненному подвигу ведет нас и серия «Ашрама»? На одной из этих трех картин за скалою Ашрама еще пламенеет закат, но на двух боковых — спокойны скалы, изумрудно-зелена вода и скользит по ней ладья с таинственным путником. Не за мною ли? Не зов ли? Не весть ли? Застыли в наступающем сумраке гиганты-бамбуки, а на скалах чуть светятся изваяния слонов. Это не Тибет, это Юг: может быть, Цейлон, может быть, Голубые горы или Эллора.

М. Ю. Миронова. Природные и рукотворные святыни Востока в художественном наследии Н.К. Рериха. Проблема географической идентификации. Сб. Свет Шамбалы. М, 2014, с. 86.

Шри Ланка, ставшая уже в III веке до н.э. оплотом буддизма, дала Рериху образ для картины "Ашрам", которую, как и большинство своих любимых сюжетов, он писал потом в дополнительных вариациях. В III в. до н.э. император Ашока направил на Цейлон специальную миссию для распространения буддизма во главе со своим сыном Махендрой. В ответ на это царь Шри Ланки Тисса принял в честь Ашоки его титул - "Угодный богам" (Деванампия) - и воздвиг древний буддийский комплекс, включающий в себя храм в скале - Иссурумунию, со статуей лежащего Гаутамы Будды, пруд и вырезанные в скале барельефы слонов,сохранившиеся в своем первозданном виде. Художник творчески подошел к трактовке увиденного: скалы выросли в размерах, а расщелина между ними стала скрытым входом - ступенями в древний Ашрам, который охраняют слоны, символы божественной мудрости. Маленький рукотворный пруд с зеленой водой превратился в глубоководный водоем, где лодка с двумя страждущими познания путниками кажется очень маленькой в сравнении с обителью, где познают Учение Благословенного Будды.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика