Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Ведун (эскиз)
1897

Н.К.Рерих. Ведун (эскиз). 1897

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1950&size=3

  
Атрибуты картины

Название Ведун (эскиз)
Год 1897
Где находится Государственная Третьяковская галерея. Россия. Москва
Материалы, размеры Бумага, тушь, карандаш. 24.3 х 15,8 см.
Источник Изобр.: Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 1: 1891–1901. СПб.: Фирма Коста, 2004. Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост. Бендюрин В.
Примечание Инв. № 7651. Справа внизу авт. подпись и ниже дата: Н. Рерих. / 97 г. Опубликовано в журнале "Всемирная иллюстрация" (22.11.1897)

"Историческая живопись и археология" №?

...В настоящем номере читатели найдут два рисунка молодого художника Н.К. Рериха; один изображает мотив удельно-вечевого периода; неприятель ушёл оставляя позади себя вместо укрепления - груды развалин и трупы, пятнами мелькающими на траве.

Другой, (автокопия с эскиза), даёт тип славянина ведуна - кудесника. Опершись на посох пытливо смотрит старик вперёд в грядущее; на плече такой же вещий ворон. Сзади свет. Таким образом резюмирую настоящий беглый очерк, составляющий малую крупицу обширнейшего и интереснейшего предмета «археология и искусство», опирающегося в свою очередь на ещё более грандиозный вопрос «наука и искусство», надо придти к заключению, что для художника-археолога не столько важно детальное остальное, систематичное знание археологии, сколько нужно пропитаться, постичь тот археологический дух, о котором упоминал между прочим покойный М. Погодин.

А.

Всемирная иллюстрация. 1897. Т. 58. 22 Ноября. № 22. и Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 1: 1891–1901 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма

Сколь бы ни тянулись бесконечные споры, сколько бы копий ни было преломлено, сколько бы нареканий и обвинений ни обрушивалось на художников в тенденциозности, безыдейности, чрезмерном "искусстве для искусства", во всех этих разноголосицах единственной, не могущей возбуждать спора, так сказать, бесспорной отраслью искусства вообще, а в данном случае изобразительного искусства живописи - будет живопись историческая в самом широком смысле, т.е. включая в неё живопись религиозную, собственно историческую (имеющую в виду какое-либо определённое событие, достоверность которого основана на известном историческом источнике), историко-культурный или так называемый исторический жанр, сказочную и мифологическую. Эти виды живописи сами по себе должны стоять вне каких бы то ни было разговоров о тенденциозности или чём-либо подобном, так как со стороны сущности они никак не могут быть лишены идеи и в большинстве случаев идеи чистейшей, с другой же стороны, они настолько чудесны и полны привлекательности, что вряд ли сколько-нибудь настоящий художник (не протоколист и не копиист от искусства) подумает и решится навязать подобной теме тенденцию - монотонным, наставительным говором рассудка растоптать, погубить всю поэзию, обаяние исторического сюжета. В характерном историческом этюде художника-археолога Н. К. Рериха представлен тип старика ведуна - знахаря, кудесника. Волхвы, кудесники - играли немалую роль в древней Руси; летописец неоднократно упоминает о кудесниках и их чарах; Нестор призывает на помощь против них Священное Писание, прибегает ко всеобщей истории, дабы дойти до настоящей истины, но все его доводы оказываются тщетными перед жизнью, перед влиянием кудесников на народную массу. Вспомним хотя [бы] следующие места Несторова писания: «В си времена приде Волхв, прелщен бесом; пришед бо Кыеву глаголати сице, поведая людим, яко на пятое лето Днепру потещи вспять и землям проступати на ина места, яко стати Гречьской земли на Руской, А Русьскей на Гречьской, и прочим землям изменитися, его же невегласи послушаху, вернии же насмехаются, глаголюще ему: "бес тобою играет на пагубу тебе"». Затем в Ростове был произведён мятеж волхвами, уверившими народ, что женщины во время голода держат в себе жито, мёд, рыбу. Как известно, и многие женщины были перебиты. Самое же классическое место о влиянии волхвов на юное русское общество XI века находится на стр. 77. Дело было в Новгороде. Явился волхв и стал уверять, что он пройдёт при всех по реке Волхву. «И бысть мятеж в граде, вси яша ему веру, и хотиху погубити епископа; епископ же взем крест и облекся в ризы, ста рек: "Ище хощет веру яти волх[в]у, то да идет за ны; аще не верует кто, то ко кресту да идет". И разделишася надвое: князь бо Глеб и дружина его идоша и сташа у епископа; а людье вси идоша за волхва; и бысть мятеж велик межи ими. Глеб же взем топор, приде к волхву и рече ему: "То веси ли, что утро хощет быти и что ли до вечера?" Он же рече: "Все ведаю". И рече Глеб: "То веси ли, что хощет быти днем?" "Чудеса велика сотворю", - рече. Глеб же вынем топор, ростя и паде мерть и люди разидошася, он же (волхв) погыбе и телом и душею, предався дьяволу» (Лавр. Лет. стр. 77-78). При чтении подобных мест у летописца становится ясным огромное значение волхва, кудесника в тогдашнем быту. Изображение подобной сильной натуры, способной запугать, увлечь за собою массу, даёт нам молодой, талантливый художник в настоящем, свободно написанном рисунке со своего этюда.

Всемирная иллюстрация. 1897. Т. 58. 22 Ноября. № 22. С. 22. Этюд - с. 509.

Из Отдела рукописей ГТГ.

ОР ГТГ, Ф. 44/88, Л. 1.

А.П. СОБОЛЕВ Графические иллюстрации Н.К. Рериха в дореволюционных изданиях Журнал Восход: № 11-12 (187-188), Ноябрь-декабрь, 2009

В 1897 году автотипии с его картин «Как перевелись богатыри на Руси», «Илья Муромец едет от гроба Святогора» и «Ведун» помещает журнал «Всемирная иллюстрация». Эскиз «Ведун» Рерих выполняет по заказу этого издания. В небольшой аннотации к рисунку один из сотрудников журнала писал: «В характерном историческом этюде художника-археолога Н.К. Рёриха представлен тип старика ведуна — знахаря, кудесника. Волхвы, кудесники играли не малую роль в Древней Руси... Изображение подобной сильной натуры, способной запугать, увлечь за собой массу, даёт нам молодой талантливый художник в настоящем свободно набросанном рисунке со своего этюда»4.

4 Всемирная иллюстрация. 1897. 22 нояб. № 22. С. 522.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика