Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1975&size=3
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Те же черты роднят с «Гостями» другой, уже менее светлый в тоне, холст этого года «Идолы», известный в нескольких вариантах; и в нем выисканно построена композиция и так же певуч и спокоен пейзаж - языческое капище на берегу синей реки с быстро плывущими красно-парусными ладьями. |
||||||||||||
Дубль-вэ Весенняя выставка картин ...<…> Совсем другое мы видим в картинах художника Н. К. Рериха, помещённых в небольшом круглом «Пименовском» зале. Талантливый автор, воспроизводя картины, выразил свои идеи, свои познания и взгляды на изображаемые исторические события и сцены. Кроме художественного интереса в картинах г. Рериха есть интерес исторический. Для примера возьмём картину «Языческое». Она представляет вершину священного холма с языческими идолами, обнесёнными частоколом, с черепами убитых во время жертвоприношений лошадей. Ветхий старец, обходя святое место, по-видимому, сильно поражён появлением на синей дали моря целого каравана неведомых судов с красными парусами. Картина заставляет зрителя долго любоваться на синюю морскую даль и мысленно переноситься к минувшим сценам былой старины. ... Петербургский листок. 1902. 3/16 марта. № 60. Воскресенье. С. 2–3.
Ив. Л. Весенняя художественная выставка ...интересно «Языческое» — престарелый древнеславянский жрец, всматривающийся на незнакомые, быть может, вражеские судна, плывущие вдали по реке. Биржевые ведомости. 1902. 5/18 марта. № 62. Вторник. С. 3.
Старовер Весенняя выставка в залах Императорской Академии художеств ...Третья картина называется «Язычники». Она изображает древнее языческое священное место. Среди частокола, на котором повешены лошадиные черепа, — несколько идолов и их хранитель-старик, смотрящий на реку, по которой бегут ладьи… Седой стариной веет от этой картины, хорошо нарисованной и вполне колоритной! ... Санкт-Петербургские ведомости. 1902. 11/24 марта. № 68. Понедельник. С. 2.
А. Ш-ин Итог впечатлений. (После обзора художественных выставок) ...Большая картина: старик-язычник в городище — трактована декоративно во втором своём плане (вода, горы, лодки), но могла ли она быть трактована так же в первом? Без сомнения, нет; здесь требовался очень тщательно выписанный рельеф ввиду сложных пространственных отношений (тын впереди и позади, старик и проч.); художник остановился на полпути, и картина по¬страдала (старик плосок, земля под ним не стелется ровно), тогда как декоративного панно, конечно, не получилось. ... Новое время. 1902. 30 марта / 12 апреля. № 9364. Суббота. С. 3.
XXX Маленькая хроника Вообще надо заметить, что Весенняя выставка привезена из Петербурга в довольно сокращённом виде. В Петербурге было выставлено более 400 номеров, сюда привезён всего 141 номер. ... В особенности это относится к картинам Н. К. Рериха, художника, ещё мало знакомого Москве. Из 9 его вещей, фигурировавших на Весенней выставке в Петербурге, сюда прибыли только две картины: «Зловещие» и «Заморские гости». Интересные картины «Языческое», «Соглядатаи», «Поход Владимира на Корсунь» и декоративные работы не удостоили посещением Москвы, между тем, все они нарасхват раскуплены в разные музеи (конечно, не нашей галереей) и частными лицами. ... Курьер (Москва). 1902. 17 апреля. № 105. Среда. С. 3.
Н. Рерих
[Помещены 11 илл. картин Н. К. Рериха: «Волхов», «Ждут», «Городок», «Поход Владимира на Корсунь», «Заморские гости», «Языческое», «Зловещие», «Гонец», «Черепа», «Зловещие» (вариант), «Рисунок».]
Мир искусства. 1902. № 5–6. С. 309–315.
Н. Шебуев
Негативы
Сегодня официальное открытие выставки «Мира искусства». Вчера посетители пускались только по почётным билетам. Целый день стучал молоток. <…>
Теперь перейду к г. Рериху. Это тоже столп и утверждение дягилевской истины.Он почерпнул свои сюжеты оттуда, где кончается область истории и начинается миф из седой, могучей скандинавской старины.Сильные, мускулистые люди его картин кажутся сказочными богатырями, а сильные, примитивные краски и тяжёлый мускулистый рисунок как нельзя более гармонируют с примитивностью их быта.Быть может, такою и была эта таинственная Русь, какою мы видим её на картинах Рериха «Очаг», «Старцы», «Заморские гости», «Идолы», «Поход» и «Город строят». В этой сюите, пока она целиком, много смысла и содержания. Поэтому я очень удивился, когда услыхал, что Третьяковская галерея хочет её разрознить, приобретая только «Город строят». ...
Русское слово (Москва). 1902. 16/29 ноября. № 316. Суббота. С. 2.
Z. На выставке журнала «Мир искусства» ...Менее известен г. Рерих, выступающий на выставке с целым рядом картин из русской седой старины. ...«Идолы» — на высоких столбах в обнесённом частоколом с лошадиными черепами круге, в котором седой старик-жрец всматривается вдаль, на реку, по которой несётся ряд лодок с красными парусами; Русские ведомости (Москва). 1902. 26 ноября. № 327. Вторник. С. 3.
Андрей Карелин «Современное искусство». Выставка произведений Н. К. Рериха ...Так, «Идолы» перерабатываются Рерихом в трёх картинах и многих специальных этюдах и эскизах, пока он не останавливается на той, которая висит в зале, постоянно освещаемой электричеством. Уже по этой композиции мы видим, что художник сознательно удаляется от совершенно реального изображения действительности, к которой мы привыкли в обыденных произведениях живописи. «Идолы», раскрашенные, примитивные, деревянные, подобия фантастических божеств, огорожены частоколом, на котором развешаны конские черепа. Между идолами следы жертвенного огня. Вдали огромная темнеющая площадь воды, по которой мчатся под цветным парусами скандинавские суда. На эскизе этой картины имеется старик, вероятно жрец, но в её окончательной редакции людей нет. Что Рерих превосходно знает археологию Скандинавии и наших, теперь русских земель, это очевидно по работам художника и известно всем, кто знает его деятельность как археолога. Рерих сжился с воображаемыми им картинами отдалённого прошлого, и он стремится в своих работах дать почувствовать эту страшную даль веков. Он идёт к этой цели, не только вмещая в свои картины богатый археологический материал, но и стараясь создать настроение самим способом передачи действительности архаической эпохи. В «Идолах» ещё мало последней стороны характерности его технической манеры трактовать свои сюжеты. ... Знамя. 1903. 4/17 марта. № 59. Вторник. С. 2.
А. Ростиславов Картины Рёриха ...Во многих картинах Рериха импрессионистская жизненность сливается с примитивной простотой и особенной, полуфантастической, полуреальной красотой, напр., в картинах «Строят ладьи», «Город строят», «Славянская жизнь», «Сходятся старцы», «Идолы» и др. ... Театр и искусство. 1903. 23 марта. № 13. Воскресенье. С. 277–278.
Д. Заметки 22-го марта открылась в Берлине седьмая выставка Сецессиона. Из русских художников на ней участвуют Малявин, Рерих, Сомов, Серов и Врубель. Первый выставил своих «Баб», получивших золотую медаль в Париже и находящихся ныне в собственности Венецианского городского музея. Рерих послал две вещи: «Идолы» и «Лодки строят», бывшие на его выставке в «Современном искусстве». … Хроника журнала «Мир искусства». 1903. № 7. С. 71.
Сергей Маковский
Народная сказка в русском художестве
...Н. Рерих (тоже молодой художник, недавно окончивший Академию) избрал себе иную область. Он углубился в тёмное языческое прошлое русского народа, соприкасающееся с легендарным скандинавским миром. Его композиции очень интересны. Мне нравятся более других «Зловещие» и «Языческое». В них действительно чувствуется седая быль, что-то далёкое, неясное, страшное. За ними есть даль художественной мысли…
Журнал для всех. 1904. Февраль. № 2. С. 97–106. На с. 101 помещены ч/б иллюстрации с картин Н. К. Рериха «Зловещие» и «Языческое».
Русские художники за границей В настоящее время на заграничных художественных выставках экспонируется масса картин русских художников, посланных как отдельными лицами, так и целыми товариществами и обществами. На выставке в Праге находятся картины: профессора И. Е. Репина «Какой простор!» и две картины художника Н. К. Рериха «Идолы» и «Городище». ...
Русь. 1904. 20 мая / 2 июня. № 156. Четверг. С. 3. Так же: Санкт-Петербургские ведомости. 1904. 21 мая / 3 июня. № 136. Пятница. С. 5.
Н. З. Панов
Николай Константинович Рерих
...Другая картина — «Идолы», это и есть тот древнеславянский храм, который мог быть воздвигнут на всяком месте, где является молитвенное настроение. Идолы стоят здесь случайно, хотя водружены прочно, обставлены кольями-подпорками, а развешанные вокруг черепа говорят о том, что на этом месте уже были принесены многие жертвы. Старик — может быть, жрец, а может быть, просто глава семьи или рода — внимательно глядит через изгородь. Сколько настроения в этих качающихся на волнах ладьях, уходящих Бог ведает куда, может быть, на войну, уносящих, быть может, родных и близких старца... Живописное обозрение. 1904. 14 ноября. № 46. С. 725–729; на с. 725 помещён ч/б фотопортрет Н. К. Рериха; с. 726 — ч/б илл. «Княжая охота», «Идолы»; с. 727 — «Сходятся старцы»; с. 728 — «Поход» («Русь»). |
||||||||||||
|
||||||||||||
Семён Ивашин Выставка картин журнала «В мире искусств» …Самой крупной фигурой выставки «Мира искусств», несомненно, является Н. К. Рерих. Рерих в 1897 году получил звание художника за картину «Гонец, восстал род на род». Этой картиной Н. К. Рерих сразу упрочил за собою репутацию талантливого художника. Все работы Н. К. Рериха отличаются простой самобытной силой передачи впечатления, он с удивительным талантом передаёт душу изображаемого им периода, заставляет перенестись зрителя в далёкое прошлое, дух которого мощно живёт на его полотнах. Среди выставленных на выставке «Мира искусств» картин Н. К. Рериха производят громадное впечатление его «Идолы», «Городок» и «Курганный народ». В «Идолах» чувствуется веяние седой старины, тёмного языческого прошлого русского народа. От этих бессмысленных идолов, дряхлой старческой фигуры, немощно бледнеющей на фоне мощных ярких красок природы, веет тяжестью времени. ...
Одесское обозрение. 1908. 19 декабря. № 304. Пятница. С. 2.
Старый учитель Выставка картин журнала «В мире искусств» в зале Университета ...Это человек большого художественного образования, уже более десятка лет как он с честью занял место в галерее П. М. Третьякова, и то, что мы видим в его картине «Идолы», составляет громадный шаг вперёд: по краскам она необычайно красива; видно, что он страстно любит и изучает старину, проникнут ею и нас свободно настраивает переноситься в глубь веков. Эта вещь мне очень нравится, и я был бы очень рад, если бы эта картина осталась у нас. Все собрания наших меценатов, какие я только знаю, только дополнились и обогатились бы этой картиной. ... Киевлянин. 1909. 22 февраля. № 53. Воскресенье. С. 4.
Е. Кузьмин Новые течения в современном русском искусстве (К выставке журнала «В мире искусств») …Но нужно сказать, что и проникновенный реализм, реализм прозрения, одним словом — мистический реализм в сфере живописи находится пока в состоянии растительном. Весна ещё не наступила, а только идёт. Кое-где выглядывают зелёные травинки — но и только. Среди первых побегов в этом направлении, опять-таки, нужно отметить того же Рериха. Его «Идолы», «Городок» правдивы, реальны, хотя и чужды всякой «наглядности», о которой Оскар Уайльд говорил: «единственная вещь, на которую не стоит смотреть, это наглядность». ... Киевские вести. 1909. 24 февраля / 9 марта. № 54. Вторник. С. 3.
С. Померанцев На выставке картин журн. «В мире искусств» …Русский художественный «модерн», подобно литературному «декадансу», знает несколько имён, признанных обывательской массой, сделавшихся как бы академически-общепризнанными. На выставке — это, конечно, Рерих и Билибин. Рерих и представлен богаче всего на выставке. Его старые «Идолы», его «Городок» вводят сразу в самое существо его творчества, творчества художника, показавшего красоту там, где менее поэтически чуткий нашёл бы лишь объект для археологических исследований. Проникновение Рериха в стиль эпохи, эпохи доисторической, и уменье художественно его воссоздать является исключительно редким, исключительно ценным. ... Последние новости (Киев). 1909. 4 марта. № 601. Среда. С. 3.
Художественные новости В помещении газеты «Слово» под председательством А. И. Филиппова, состоялось собрание художников и художественных деятелей, на котором рассматривались вопросы об учреждении на юге России народного художественного музея, организации в провинции лекций по вопросам эстетики, о составе выставок журнала «В мире искусств», посещающих ежегодно Одессу, Киев и Харьков. В собрании принимали участие Н. К. Рерих, А. А. Ростиславов, Б. Кустодиев, И. Лазаревский, И. Билибин, В. Мейерхольд, А. Ф. Гауш, А. И. Филиппов и др. А. И. Филипповым было сообщено, что в настоящее время, благодаря имеющимся суммам, оставшимся от устройства прошлогодних выставок, решено редакцией журнала «В мире искусств» приобрести уже для этого музея картины: Рериха — «Славянский городок» и «Идолы», И. Билибина — «Северные костюмы», А. Гауша — «Майское утро», Б. Кустодиева — 2 портрета, Остроумовой-Лебедевой — «Летний сад», что является первым камнем этого культурного начинания. ... Слово. 1909. 3/16 мая. № 784. Воскресенье. С. 4. Так же: В мире искусств. 1909. № 4–6. С. 48; Одесский листок. 1909. 17 мая. № 112. Воскресенье. С. 4.
Ив. Лазаревский Художественные заметки В печати промелькнуло известие о том, что редакция провинциального художественного журнала «В мире искусств» положила начало первому в провинции (да только ли в одной провинции) народному художественному музею. Из остатка тех сумм, которые выручались со входной платы на выставки работ современных русских художников, что устраивались в продолжение последних трёх лет этим журналом в Киеве, Одессе и Харькове, приобретено несколько произведений молодых талантливых наших художников, в высшей степени характерных для иллюстрации современного русского живописного искусства, как, например, картины Кустодиева, Рериха, Билибина и иных, причём Рерих представлен одной из своих наиболее любопытных и красивых работ — «Идолами». Несколько времени, пока не соберётся достаточное число полотен, могущее представить собой более или менее полную картину русского живописного творчества, приобретаемые вещи будут храниться в помещении редакции журнала «В мире искусств» в Киеве. ... Слово. 1909. 7/20 мая. № 788. Четверг. С. 5.
Петроний Выставка журнала «В мире искусств» ...Организованные четыре года тому назад выставки г. Филиппова из года в год открывают свои двери Харькову, Киеву, Одессе, открывают глаза публике на Сомова, Бенуа, Рериха, Добужинского, Лансере, Билибина, Врубеля и др. <...> Вот, увлечение каменным веком, его «Идолы», вот историческая фантазия «Славяне на Днепре», «Св. Борис и Глеб». На выставке он представлен всесторонне, интересно, хотя и неполно, — конечно, невозможно на одной выставке исчерпать такие таланты, как он, как Мусатов. Выставка Рериха — дело будущего, а в настоящем — здесь, кроме него, Б. М. Кустодиев. ... Одесские новости. 1909. 19 декабря / 1910. 1 января. № 7996. Суббота. С. 4. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Работая над "Идолами", Рерих писал на родину: "Эскиз к "Идолам" меня радует - он сильный, яркий, в нем ни драмы, ни сентиментальности". Как и предыдущим работам Николая Константиновича, "Идолам", безусловно, присуща романтическая приподнятость. Но это романтизм без идиллии, драматизации или умиления перед стариною. Их заменяет торжественная суровость, столь характерная для древнего человека перед лицом матери-природы. В "Идолах" изображено капище, огороженное сплошным частоколом из бревен. Посреди капища возвышается большой деревянный идол, рядом с ним несколько меньших. На частоколе черепа жертвенных животных. К языческому святилищу пришел седовласый старец. Проплывающие по реке ладьи и недвижный оскал черепов говорят ему о единстве жизни и смерти. Он постиг эту истину бытия, и она не пугает его. Такое цельное мировосприятие художник называет "здоровым языческим настроением". Рерих поставил перед собой трудную задачу - передать это настроение в выразительной и достоверной форме. И он нашел ее. Кольцевая композиция, обобщающие линии рисунка, ритмичные сопоставления цветных плоскостей придали картине монолитность. Декоративно звучный стиль "Идолов" далек от той манеры письма, которая была характерна для "Гонца". По сравнению с ним "Идолы" - новый этап в творчестве художника. Картина эта - результат сложного синтеза традиций национальной живописи с опытом некоторых западных мастеров последнего времени. За два года до работы над "Идолами" Рерих писал о художниках, которые уезжали за границу: "...бежит неведомо куда, окунается в чуждое ему море, не учится, а старается совсем перекроить себя на чужой лад, надеть платье с чужого плеча и, после целого ряда лет, возвращается обратно подстриженный, нивелированный, от своих отставший и к другим тощей бечевочкой привязанный". С самим Николаем Константиновичем этого не случилось.
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Одной из первых работ, начатых в Париже, была картина "Идолы" (1901). Рерих разработал два сюжета: один - с фигурой старика-жреца, всматривающегося вдаль на плывущие по далекой реке корабли, и другой, где более сконцентрированно он передал мироощущение древних - преклонение перед силами природы, моление божеству.
Набросок картины Рерих делает в письме к Стасову, там же описывает и свой первоначальный замысел: "В левой части картины еще идолы (в середине большой) и старик, что при них, ну там жрец, что ли. Он смотрит на реку, а по ней бегут варяжские драконы с цветными парусами. Яркое солнце. На всем должна быть яркая языческая нота. Назвать можно скорее "Святыня"23. Работая над "Идолами", Рерих создал два варианта картины и несколько эскизов. В них проявились новые черты его творчества. Художник создает замкнутый мир картины, не передает воздушную среду, больше стремится к декоративности цветовых отношений, к обобщенности форм, что в целом способствует монументальности.
23.Письмо Рериха к В.В. Стасову. - Искусство, 1977, № 12, с. 65, 67
|