Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Святой Михаил Архистратиг (эскиз мозаики)
1906

Н.К.Рерих. Святой Михаил Архистратиг (эскиз мозаики). 1906

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1980&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Святой Михаил Архистратиг (эскиз мозаики)
Год 1906
Серия Эскизы для мозаик в церкви Святых Апостолов Петра и Павла "На пороховых заводах" (не авт. название)
Материалы, размеры Бумага на картоне, темпера, карандаш. 50.5 х 62 см.
Источник Каталоги аукционов Sotheby's http://www.sothebys.com/
Примечание Эскиз для мозаики в церкви Святых Апостолов Петра и Павла "На пороховых заводах" (ныне поселок Морозовка) близ Шлиссельбурга (мозаики погибли во время Великой Отечественной войны). Эскиз продан 2.6.2014 на аукционе Sotheby's London

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 3: 1907–1909 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2006. 558 с.[1] л.

Библиография

Ежегодник Общества архитекторов-художников.

Выпуск второй, 1907 г.

…Сравнительно с первым выпуском, вышедший недавно второй выпуск (за истекший 1907 год) приятно поражает обилием художественного материала и превосходным выполнением цветных воспроизведений. Соответственно современному состоянию искусства в России, наиболее досто-примечательным является вклад в «Ежегодник», сделанный художниками. Здесь мы встречаем имена: Л. С. Бакста, Александра Бенуа, А. М. и В. М. Васнецовых, М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, С. В. Малютина, М. В. Нестерова, Н. К. Рериха, К. Ф. Юона и др., разносторонние дарования которых давно уже очаровывают любителей истинного искусства. <…>

Русский стиль представлен в «Ежегоднике» весьма изобильно. ... замечательные мозаичные образа для церкви на Пороховых заводах, близ Шлиссельбурга, Н. К. Рериха, собор «Ростов Великий» К. Ф. Юона дают полное представление о современных попытках воскресить национальное былое и выявить его затейливую красивость…

В. Вербов

Огонёк. 1908. 10 февраля. № 6. Воскресенье. Обложка. С. 3–4.

Мстислав Фармаковский

М. Нестеров и Н. Рерих

...Дальше — на пурпурном коне скачет архистратиг Михаил с пурпурными крыльями и разит могучей десницей чёрного змия. ...

Образование. 1908. Август. № 8. С. 39–44.

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во "Агни", 1996. - 3-е изд., доп.)

К наиболее известным произведениям Рериха на религиозные темы относятся исполненные в 1904 -1907 годах станковые композиции и эскизы для мозаик "Сокровище ангелов", "Борис и Глеб", "Апостолы Петр и Павел", "Архистратиг Михаил". Эти произведения созданы на основе тщательного изучения древнерусской живописи. Для них характерны старые иконописные принципы композиции, плоскостность изображения, сочетания трех-четырех цветов.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

•...мозаика в Шлиссельбурге вся выдержана в синих и золотых тонах... [26, с.20].

• В том же, 1906, году Рерих разработал эскизы мозаик для церкви на Пороховых заводах в посёлке Морозовка под Шлиссельбургом (Церковь с мозаиками Рериха была разрушена в годы Великой Отечественной войны). ...четыре мозаичных панно Рериха украшали снаружи стены храма. На стене у входа находилось мозаичное панно вертикальной формы “Спас и святые”. Три панно полуовальной сложной формы были помещены в кокошниках: “Борис и Глеб”, “Апостолы”, и “Архитратиг Михаил”. Композиционно мозаичные панно были согласованны с формой кокошников, хорошо вписывались в архитектуру и составляли с ней гармоничное целое.

...Согласно древним преданиям Борис и Глеб воплощали идею борьбы за мир против братоубийственных войн. В изображении Рериха они проносятся над землёй, над городами и морями как символические вестники мира. [ 40, с.28].

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

PROVENANCE и др. информация

http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2014/important-russian-art-l14111/lot.14.html

IMPORTANT RUSSIAN ART

02 JUNE 2014 | 6:00 PM BST

LONDON

14

Nikolai Konstantinovich Roerich

ARCHANGEL MICHAEL

Estimate 80,000 — 120,000 GBP

LOT SOLD. 194,500 GBP

Nikolai Konstantinovich Roerich

1874-1947

ARCHANGEL MICHAEL

signed in Cyrillic and dated 906 l.r.

tempera over pencil on paper laid on board

50.5 by 62cm, 20 by 24 1/2 in.

EXHIBITED

Paris, Grand Palais, Salon d’automne: Exposition de l’art russe, October – November 1906, possibly no. 472, 473 or 474

LITERATURE

Exhibition catalogue Salon d’automne: Exposition de l’art russe, Paris, Grand Palais, 1906, possibly no.472, 473 or 474

M.Farmakovski, 'Khudozhestvennie zametki, M.Nesterov i N.Roerich', Obrazovanie, no.8, St Petersburg, 1908, p.43 mentioned in the text

Yu.K.Baltruchaitisa and A.Benois, Nikolai Konstantinovich Roerich, Saint-Petersburg: Svobodnoe Iskusstvo, 1916, p.70 illustrated

E.P.Matochkin, Nikolai Roerich: mozaiki, ikoni, rospisi, proekti tserkvei, Samara: Izdatelskii Dom Agni, 2005, p.14 illustrated and listed

CATALOGUE NOTE

Inspired by ancient Slavic culture Roerich travelled widely in his youth, visiting different cities and villages across Russia. In 1906 he produced the present work, a sketch for the Archangel Michael mosaic in the Saint Peter and Saint Paul Church near Shlisselburg, 35km from St Petersburg (fig.2). This church was built under the supervision of Vladimir Pokrovski, a Russian architect and art restorer, but it was V.A.Frolov who produced the mosaics following Roerich’s design. The Archangel Michael mosaic, destroyed during the Second World War, was located on the south wing. Along with a few photographs taken in 1907 this painting is all that remains of Roerich’s mosaic.

Roerich painted the archangel as a victorious warrior on horseback, killing a malicious snake. In 1908 Farmakovski described the work as 'galloping on a crimson horse Saint Michael, with his crimson wings, beats the black snake with his strong right hand.' (Obrazovanie, n°8). Roerich aligns himself with the Russian tradition of icon painting by representing Saint Michael with the iconography traditionally applied to Saint George and the Dragon. As such this work recalls a later work from the 1920s, Saint George the Victorious (fig.3).

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика