Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Шатер Грозного
1909

Н.К.Рерих. Шатер Грозного. 1909

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1985&size=3

     
Атрибуты картины

Название Шатер Грозного
Год 1909
Серия Эскизы к опере «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название)
Материалы, размеры Картон, темпера, пастель
Источник Е.П. Яковлева. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. Самара: Агни, 1996
Примечание Загружено 2 изображения. Эскиз к постановке в Париже в театре Шатле в 1909 году (Антреприза С.П. Дягилева)

Ф.И.СЫРКИНА Рерих и театр. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

К тому же году, что и «Половецкий стан», относятся эскизы Рериха «Въезд Грозного» и «Шатер Грозного», исполненные для отдельных картин оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова, поставленных Дягилевым в Париже. Сопоставление почти одновременно созданных декораций к русским операм, но принадлежащим разным композиторам, — это проверка чувства стиля, чуткости в прочтении драматургии. Хотя в обеих работах он остается самим собой, сохраняет мужественную манеру крепкого рисунка, упругих линий, окантовывающих объемы, четкую лепку форм, по своему характеру эти произведения отличаются друг от друга. Не только из-за различия эпох и, следовательно, стилей. Мы улавливаем различие иного порядка. В строгой лапидарности монументальных форм Путивля, в немногословии его сурового пейзажа найдены и формы более законченные, округлые, широкие — те самые «крупные штрихи», в которых Бородин замыслил свою оперу и декорации к ней. В горячем колорите «тлеющих угольев» сцены «Шатер Грозного» сосредоточен пламень страстей «Псковитянки». В спокойствии пейзажа, видного из шатра, с голубеющим на горизонте монастырем передано ощущение родины, красоты Руси. Тема личной трагедии героев и борьбы против тирании передана художником в согласии со всей сложностью музыкальной партитуры.

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

К первой редакции «Князя Игоря» очень близки своим строем и два эскиза 1909 года: «Въезд Грозного» (синее и белое) и «Шатер Грозного» (черное, красное и зеленое) для «Псковитянки» Римского-Корсакова .

В.ИВАНОВ Рерих — Художник-Мыслитель/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Удивительна также по «русскости» и другая декорация Рериха — к опере «Псковитянка». Взглянем хотя бы на этот шатер Ивана Грозного: какая сила, мощь, спокойствие, уверенность видны в этом контрасте зарева лампад в углу расписного, восточного по материи, шатра со спокойным, далеким, зеленоватым рассветающим музыкально небом.

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 3: 1907–1909 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2006. 558 с.[1] л.

Придворные известия

В пятницу, 16 января, в Царском селе в Александровском дворце их величества Государь Император и Государыня Императрица Александра Феодоровна осматривали выставку работ художника Н. К. Рериха, в которой находились эскизы декораций русских опер, предназначаемых к постановке в Париже — «Князь Игорь», «Снегурочка» и «Псковитянка», а также эскиз мозаичного входа, устраиваемого в соборе Почаевской лавры. При обозрении выставки объяснения их величествам имел счастие давать худ. Рерих.

Новое время. 1909. 17/30 января. № 11800. Суббота. С. 4.

Так же: Петербургская газета. 1909. 17 января. № 16. Суббота. С. 3; Правительственный вестник. 1909. 17/30 января. № 13. Суббота. С. 3; Слово. 1909. 17/30 января. № 681. Суббота. С. 5.

А. О.

О русских спектаклях в Париже

Сегодня открывается в Париже «Русский сезон — Saison russe», как возвещали огромнейшие, в добрую сажень, объявления, в течение нескольких недель пестревшие на парижских киосках и стенах. И делает этот «Сезон» всё тот же неугомонный С. П. Дягилев. <...>

В течение месяца в поместительном парижском театре Châtelet состоятся 20 русских спектаклей. Из опер целиком будет поставлен (8 раз, не считая публичной генеральной репетиции) только один «Иван Грозный». Так, для вящего эффекта, перекрестил С. Дягилев «Псковитянку» Римского-Корсакова.

<...> Н. К. Рерих написал декорации «Псковитянки». ...

Слово. 1909. 7/20 мая. № 788. Четверг. С. 5.

К русским спектаклям в Париже. —

Декорации работы художника Н. К. Рериха

Неутомимый г. Дягилев, познакомивший уже Париж, а через него — и весь культурный мир с недостаточно оценённым на родине стихийным гением Мусоргского, достигающим вершин трагического вдохновения, — в нынешнем году организовал русские спектакли в парижском театре «Шатле». Как в прошлом году, откровением для французов явилась бесподобная музыка «Бориса Годунова» Мусоргского, так нынче очаровали их декорации, признанные парижскою критикой «картинами первоклассных декоративных мастеров», танцы кордебалета, г-жи Карсавиной и г. Нижинского, музыка Бородина, костюмы, и вообще вся постановка, отличающаяся изумительною художественностью и тонким вкусом. Первый же русский спектакль г. Дягилева привлёк в театральный зал не только французских министров, иностранных послов и дипломатов, но и весь артистический, литературный и художественный мир Парижа. <…>.

Воспроизводимые нами проекты декораций Н. К. Рериха исполнены даровитым художником специально для парижских спектаклей. Они проникнуты тою суровою, своеобразною мощью, которою дышат почти все произведения этого замечательного мастера.

Огонёк. 1909. 16/29 мая. № 20. Суббота. С. [17]. Помещены ч/б илл. декораций Н. К. Рериха: «Пролог» («Князь Игорь»), «Шатёр Грозного» («Псковитянка»), «Стены Путивля — Плач Ярославны» («Князь Игорь»).

В. Светлов

Русский сезон в Париже

(Впечатления)

II

...Декорации (по макетам Головина и Рериха), костюмы по рисункам Стеллецкого производят на французскую публику сильное впечатление и, вместе с тем, некоторое недоумение. Эти грандиозные картины декоративной живописи, имеющие характер смелых до дерзости эскизов, написанных, несомненно, по первоисточникам в нарочито импрессионистской манере с наивной грубостью и художественной непосредственностью исторического лубка, производят впечатление откровения и требуют некоторого отрешения от установленного долгими традициями театрального трафарета. То же относится и к типичным, характерным костюмам Стеллецкого. <...>

Биржевые ведомости. 1909. 18/31 мая. Вечерний выпуск. № 11111. Понедельник. С. 3.

Н. Костылев

«Псковитянка» Римского-Корсакова в театре Châtelet

(От нашего парижского корреспондента)

«Псковитянка» прошла с успехом, который хотя и уступает впечатлению, произведённому в прошлом году «Борисом Годуновым», но вполне поддерживает настроение и интерес, возбуждённые первым (сборным) спектаклем из серии русских спектаклей этого года. <...> Наконец — декорации. Первые две исполнены по эскизам Головина, третья, четвёртая и пятая по эскизам Рериха. Архаические картины всегда можно критиковать, потому что никакая эрудиция не может тут обойтись без дополнения фантазией. Одни видят нашу старину в мистических, мрачных тонах, другим этот колорит покажется, быть может, утрированным. Но, во всяком случае, все декорации «Псковитянки» выполнены художественно и создают атмосферу старины, которая вместе с постановкой народных сцен делает главным действующим лицом оперы народ, народную душу. ...

Слово. 1909. 21 мая / 3 июня. № 802. Четверг. С. 5.

В. Светлов

Русский сезон в Париже

Париж, 21-го мая (3-го июня)

...Я не привожу здесь этого разбора, который занял бы слишком много места, и отсылаю интересующихся к самой статье Бланша: «Les décors de l’opéra russe» («Figaro», 29 mai, 1909). В заключение автор говорит: «Я не имею чести знать лично Рериха (автор декораций “Игоря” и “Псковитянки”); как художники, вероятно, мы не всегда сходились бы с ним во мнениях. Я сужу о нём только по декорациям в Шатле и нахожу их чудесными. Я радуюсь и тому, что воины “Псковитянки” не одеты, как воины Бенжамена Констана. Всё, что я видел в Châtelet, переносит меня в музеи, на всём видно глубочайшее изучение истории, и во всём этом нет тени обыденщины, банальщины и нудной условности, к которым так привыкла наша театральная публика. Но те, которые умеют благословлять солнце, восходящее над прелестями природы, те ощутят в своей душе бесконечную радость при виде того, что художники Châtelet могли сделать обыкновенными красками». …

Биржевые ведомости. 1909. 25 мая / 7 июня. Вечерний выпуск. № 11122. Понедельник. С. 2.

Художественные вести

Выставка Союза русских художников откроется в Москве 26-го декабря. На днях отправляются туда художественные экспонаты петербургских членов Союза — Ал. Бенуа, Н. К. Рериха, Лансере, Билибина, Кустодиева и др. Н. К. Рерих посылает 62 художественных произведения небольших размеров, которые нигде ещё не выставлялись. В серию Н. К. Рериха входят финляндские и славянские этюды, эскизы для мозаики, декорации и костюмы к «Игорю» и «Снегурочке», итальянские и швейцарские этюды, «Шатёр Грозного», «Въезд Грозного в Псков», «Небесный бой» и др.

Речь. 1909. 11/24 декабря. № 340. Пятница. С. 5.

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 4: 1910–1912 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. редактор: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2007. 584 с. [1] л. портр.

Георгий Лукомский

Художественная жизнь Москвы

<...>Театральные декорации: у Н. Рериха нет больших холстов, как в прошлом году на «Салоне», но художник представлен очень разносторонне. Здесь и декорационные постановки («Князь Игорь», «Псковитянка», «Валькирия»), и архитектурные этюды, и пейзажи, и эскизы для мозаичных фресок и панно. Особенно красивы эскизы декораций: к «Князю Игорю» — струящиеся к небу испарения, внутренности палат; к «Псковитянке» — «Шатёр Иоанна Грозного» — малиновая завеса, за приподнятым краем которой виден чудесный бледно-зелёный холмистый пейзаж; к «Снегурочке» — морозная, звёздная ночь, и в котловине — занесённая снегом, мерцающая огоньками сказочная деревушка. <...>

Аполлон. 1910. Февраль. № 5. С. 58–71. Помещена автотипия В. Серова «Портрет г-жи Е. И. Рерих».

Дубль-вэ

Выставка картин Союза художников

<...>Почти все произведения Н. К. Рериха проникнуты художественным архаизмом. В них нет деталей, которые могли бы испортить общее цельное впечатление, и потому большинство его картин хотя и просто написаны, но производят сильное впечатление.

Особенно выделяется картина «Шатёр Грозного», представляющая внутренность шатра, богато убранного дорогими коврами и уставленного иконами с горящими лампадами.<...>

Петербургский листок. 1910. 26 февраля / 11 марта. № 56. Пятница. С. 3.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика