|
|
|
...Скучно дожидаться волховского парохода, – торопясь, на почтовых скачешь туда по прекрасной шоссированной дороге. Слева местами выглядывает Волхов – берега песчаные, заросли сосной и вереском. Потом дорога возьмет правее и пойдет почти вплоть до самой Старой Ладоги по обычному пологому пейзажу, с лесом на горизонте. Из-за бугра выглянули три кургана – волховские сопки. Большая из них уже раскопана, но со стороны она все же кажется очень высокой. Взбираемся на бугор – и перед нами один из лучших русских пейзажей. Широко развернулся серо-бурый Волхов с водоворотами и светлыми хвостами течения посередине; по высоким берегам сторожами стали курганы, и стали не как-нибудь зря, а стройным рядом, один красивее другого. Из-за кургана, наполовину скрытая пахотным черным бугром, торчит белая Ивановская церковь с пятью зелеными главами. Подле самой воды – типичная монастырская ограда с белыми башенками по углам. Далее в беспорядке – серые и желтоватые остовы посада, вперемежку с белыми силуэтами церквей. Далеко блеснула какая-то главка, опять подобие ограды, что-то белеет, а за всем этим густо-зеленый бор – все больше хвоя; через силуэты елей и сосен опять выглядывают вершины курганов. Везде что-то было, каждое место полно минувшего. Вот оно, историческое настроение. |
|
Ист.:https://vk.com/im?sel=274393987&w=wall-69707889_26854%2F1842d7de68b5c35d95
Во время путешествия по Ладожскому озеру в 1899 году Николай Константинович Рерих проникается большой симпатией к северной природе, его привлекает первозданная красота ладожского побережья, сосны, растущие на голых скалах, острова в частоколе каменных копий. Через несколько лет после этой поездки он напишет картину «Волхов. Ладога». Насыщенный синий с голубоватыми бликами цвет реки, контрастные, но в то же время приглушённые зелёные холмы с яркими тенями, густые, насыщенные облака перетягивают на себя внимание от храма в левой центральной части картины, равно как и от фрагментарного изображения кремля, потому что на первом плане и во главе – природа Севера.
Волхову и Старой Ладоге Рерих посвятил ещё несколько картин и этюдов.
Именно в «северный» период своего творчества художник создал знаменитую серию картин «Начало Руси. Славяне». Он пытается воспринимать современный ему мир через категории ушедших эпох, ведь только через любовь к старине русский образованный человек, полагал он, может узнать и полюбить Русь.
<..>
И.А. Енина. «Русский Север в творчестве учеников А. А. Куинджи – Н. К. Рериха и А. А. Борисова».
|
|
...В 1899г. молодой выпускник университета и Академии художеств отправляется по Великому водному пути из варяг в греки.
...До Новгорода еще далеко. Идти и идти по Волхову. "Широко развернулся серобурый Волхов с водоворотами и светлыми хвостами течения посередине; по высоким берегам сторожами стали курганы..." Именно такой изобразил Рерих величавую северную реку. Картина "Волхов. Ладога"[2] относится к 1900-м годам. Ее замысел вынашивался несколько лет. Впечатление от Волхова было настолько велико, что краски "исторической" реки не потускнели в памяти Рериха ни во время учебы в Париже, ни в поездках по Италии и Швейцарии. Волхову и старой Ладоге, "этому забытому уголку – осколку старины, случайно сохранившемуся среди окрестного мусора", Рерих посвящает несколько картин и этюдов. |
|
Н. Рерих
[Помещены 11 илл. картин Н. К. Рериха: «Волхов», «Ждут», «Городок», «Поход Владимира на Корсунь», «Заморские гости», «Языческое», «Зловещие», «Гонец», «Черепа», «Зловещие» (вариант), «Рисунок».]
Мир искусства. 1902. № 5–6. С. 309–315.
В. Розанов
На выставке «Мира искусства»
...Около этой картины хочется назвать «Волхов» г. Рериха. Простота, монотонность, тишина, переходящая в могильность — как хорошо выражены в этой небольшой картине. ...
Хроника журнала «Мир искусства». 1903. № 6. С. 53–55. |