Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Эскиз мозаичного панно для памятника А.И.Куинджи [Дерево жизни]
1913

Н.К.Рерих. Эскиз мозаичного панно для памятника А.И.Куинджи [Дерево жизни]. 1913

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2055&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Эскиз мозаичного панно для памятника А.И.Куинджи [Дерево жизни]
Год 1913
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Картон, гуашь, золото. 65 x 45.3 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Инв. № Р-35604.
Памятник по проекту архитектора А.В. Щусева, художника Н.К. Рериха и скульптора В.А. Беклемишева открыт в 1929 г. в Александро-Невской лавре в Ленинграде.

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во "Агни", 1996. - 3-е изд., доп.)

...В 1913 году написан эскиз для мозаики к памятнику А. И. Куинджи. Оба памятника находятся в некрополе Александро-Невской лавры.

З. К. СОКОЛОВА-ПОКРОВСКАЯ. Неопубликованная работа А. В. Щусева . Журнал Архитектурное наследство 1960. № 12. С. 210–211.

В большом и в то же время очень ярком и разнообразном творческом наследии А. В. Щусева имеется одна малоизвестная, неопубликованная работа. Это — памятник художнику А. И. Куинджи.

В 1912 году Общество художников имени А. И. Куинджи объявило конкурс на надгробный памятник живописцу. К участию в конкурсе были привлечены известные скульпторы, но ни один из представленных проектов не был принят к исполнению: жюри остановилось на внеконкурсном проекте А. В. Щусева.

30 ноября 1914 года в Петербурге на Смоленском кладбище состоялось торжественное открытие надгробия. Простой геометрический объём памятника, выполненный из серого гранита, завершается фронтонами со сложной резьбой растительного орнамента и изображением зверей и птиц. В нише главного фасада на высоком постаменте установлен бронзовый бюст А. И. Куинджи работы известного скульптора В. А. Беклемишева. Он хорошо воспринимается на фоне яркого мозаичного панно ниши, выполненного из разноцветной смальты по рисунку художника Н. К. Рериха.

Разрабатывая проект памятника, А. В. Щусев неоднократно давал советы и указания своим товарищам по работе. «Вы будете теперь делать эскиз для памятника А. И. Куинджи, — писал он Н. К. Рериху. — Я наметил его, но буду упрощать и урисовывать, хотя размер ниши остаётся тот же. Посмотрите для ритма дерево по рисунку Леонардо во дворце Сфорца...» ...«если же Вы захотели бы исполнить дерево, — писал он позже, — то ни в коем случае не Леонардо — надо непременно русское — берёзу, и Вы отлично бы её разработали — полупейзаж, полуорнамент на золотом фоне. Я то думаю, что сделать должны непременно Вы, я же ни за что не возьмусь; если же Вы остановитесь на первом эскизе, хотя он и чересчур русский, северный для А. И., то, я думаю, его все-таки надо исполнить». В этом творческом содружестве А. В. Щусева с мастерами русского изобразительного искусства проявилась характерная черта его творчества.

«Несмотря на то, что заказы были маленькие, — вспоминал впоследствии Щусев, — мне удавалось проводить их в сотрудничестве со скульпторами и живописцами».

Современники высоко оценили новую работу А. В. Щусева. Журнал «Зодчий» писал, что Щусев «сумел в этом новом своем произведении выразить характер, мощь и темперамент покойного живописца. Памятник этот... останется навсегда одним из лучших образцов кладбищенской архитектуры нашего времени. Поразительной жизненности бронзовый бюст работы профессора В. А. Беклемишева и мозаичный фон ниши, исполненный по рисункам академика Н. К. Рериха мастерской В. А. Фролова — безукоризненны»!

Памятник А. И. Куинджи, выполненный в предреволюционные годы, является свидетелем того, как в тяжёлый для русского искусства период лучшие представители художественной интеллигенции боролись за сохранение реалистического искусства. Памятник А. И. Куинджи ещё раз подтверждает разносторонний характер творчества выдающегося зодчего.

В настоящее время памятник перенесён в некрополь Александро-Невской лавры.

В статье приведены иллюстраци: на с. 210 — рис. 1. Деталь резьбы фронтона; на с. 211 — рис. 2. Памятник художнику А. И. Куинджи (автор арх. А. В. Щусев, 1912 г.)

А. ФРОЛОВ. Творческое содружество Н. Рериха и В. Фролова. Журнал Искусство (Москва). 1970. Август. № 8. С. 62–68.

...В 1912 году Общество имени А. И. Куинджи приняло решение об установке памятника на могиле своего основателя на Смоленском кладбище в Петербурге . Четыре мастера — друзья и почитатели покойного — создали проект и осуществили в материале надгробие в виде ниши, увенчанной скульптурным фронтоном (проект А. Щусева), в которой на постаменте был установлен бюст А. И. Куинджи работы В. Беклемишева. Внутренняя поверхность ниши была выложена мозаикой, исполненной В. Фроловым по оригиналу Н. Рериха.

В центре орнаментальной композиции поднимается как бы олицетворяющий самого Куинджи могучий ствол, причудливые разветвления, боковые стволы и листья которого символизируют его учеников, идущих своими самобытными путями. Так определял этот памятник Рерих в своём дневнике. Вся работа над памятником была выполнена безвозмездно. Открытие его состоялось в ноябре 1914 года. Авторы были удостоены Почётных грамот Общества имели А. И. Куинджи.

Этот акт любви и уважения к памяти учителя оказался последней совместной работой Рериха и Фролова. ...

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика