Важное место в творчестве Н. К. Рериха занимало театрально-декорационное искусство. К началу постоянного, профессионального сотрудничества с театром Рерих был уже сложившимся живописцем, со своим почерком и собственными взглядами на искусство. Как в станковом, так и в театрально-декорационном творчестве он последовательно разрабатывал интересующие его темы, и, сотрудничая с театром, обращался к оформлению только наиболее близких ему музыкальных и драматических произведений. Рерих неоднократно обращался к музыке Рихарда Вагнера. Загадочный музыкальный язык, сюжеты из древней мифологии и средневековых легенд, глубокий философский смысл произведений были невероятно близки Рериху. В 1912 году Рерих создал около 30 эскизов к опере «Тристан и Изольда» по заказу С. И. Зимина для его частной оперы в Москве, но начавшаяся Первая мировая война не дала возможности осуществить постановку [11, С. 78]. Один из рабочих эскизов «Корабль Тристана» (1912; инв. № гр. 278) к первому действию, который входит в коллекцию Горловского художественного музея, демонстрирует, насколько важна была для художника графическая сторона при выполнении театрально-декорационных работ. От окончательного варианта, выполненного уже в цвете, наш эскиз отличается только позой стоящей женской фигуры, а также наличием фигур, приближающихся к шатру рыцарей. Разработка всех фрагментов (включая тщательно разработанный орнамент), правильное определение масштабного соотношения, введение на сцену крупного плана способствует зрительному восприятию далекой эпохи.
11. Яковлева Е. П. Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха. - Самара: Издательство «Агни», 1996.