«Эскиз картины» (инв.№ гр.-279), выполненный в 1890-е гг., представляет один из многочисленных этапов работы над самой значительной в то время для художника темой - образование Древнерусского государства. В процессе большой работы складывался замысел серии «Начало Руси. Славяне». Рерих обдумывал различные сюжеты, разрабатывал будущие композиции. В одном из его рукописных планов эта серия первоначально имела название «Славяне и варяги. Мотивы из культурной жизни новгородских славян конца IX века» [2, С. 18]. В плане перечислялись названия произведений в которых раскрывались задачи «широкого, эпохального показа жизни славян». Начинала серию картина «Славянский городок. Гонец: восстал род на род». Позже, в процессе работы ряд сюжетов был заменен, но смысл серии, основная тема остались прежними.
В первоначальных эскизах (к ним относится и наш эскиз) отразился поиск художественного образа далекой эпохи с ее характерными особенностями, которые воплотились в типе людей, моменте их жизни, окружающей среде. Уже в эскизе воображение мастера открывает завесу в далекое прошлое. Такие эскизы, по мнению А. Бенуа, создавались, чтобы все формы впоследствии подчинить одной идее: «От наблюдений природы, от этюдов оставались лишь отдельные подробности, но и те настолько видоизменялись в своем подчинении творческой воле, что и различить их трудно» [7, С. 44]. В эскизе показан древний славянский городок с посадом на переднем плане и с городскими укреплениями, изображенными на заднем плане. Именно туда, к городской стене, направляются люди из посада. Фигуры людей в доспехах, их позы, жесты указывают на то, что перемещение к городским стенам вызвано тревожными, драматическими событиями. Пониманию духа исторической эпохи, проникновению в далекие времена способствовала кропотливая работа Рериха-ученого, исследователя, историка. Знание мельчайших исторических деталей, таких как: тип древней славянской избы, форма лодки-однодеревки, бытовые предметы и утварь - позволили впоследствии убедительно передать приметы давнего времени. Работая тушью, энергичными, разнообразными по форме штрихами, художник уверенно определяет светлые и темные пятна тональных нюансов будущей картины. Разрабатывая сюжет, Рерих одновременно решал задачу сложной многофигурной композиции. Множество действующих лиц, обозначенных обилием штрихов и линий, создают своеобразный ритм, который вызывает чувство драматической напряженности и тревоги.
2. Князева В. П. Н. К. Рерих. Издательство «Искусство», Ленинград- Москва, 1963.
7. Рерих. - Петроград: Издательство «Свободное Искусство», 1916.