Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Такламакан (Такла-Макан)
1925

Н.К.Рерих. Такламакан (Такла-Макан). 1925

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2153&size=3

                Обороты:    
Атрибуты картины

Название Такламакан (Такла-Макан)
Год 1925
Серия Горная сюита (Mountain suite) (составлена в 1925) (compiled in 1925)
Материалы, размеры Фанера, темпера. 16 х 44 см.
Источник Каталоги аукционов Christie's http://www.christies.com
Примечание Загружено 2 изображения. Картина продана 26.11.2008 на аукционе Christie's London и 20.11.2012 на аукционе Кабинет Москва

Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974. с.108,109-110,138 (примеч. с.329)

...Встала вся нежность и вся беспощадность пустыни. И киргиз указывает на дымчатый, розоватый северо-восток — там великая Такла-Макан! * Там захороненные города. Там Куча — столица бывших тохаров*. Известны их манускрипты, но знаете ли, как произносить эти знаки? По аналогии можно прочесть, но начертание звука пропало.

... 13 октября. От Пиалмы до Зуава* около 38 миль. Вышли еще до рассвета под знаком Ориона. Первый раз за весь путь увидели любимое созвездие. Опять пустыня. К 10 часам уже жаркая, рдеющая, опаляющая. Стремя обжигает ногу через сапог. А что же здесь летом? Недаром летом идут ночными переходами.

По правую руку голубеют взгорья Куньлуня, напоминают Санта-Фе. По левую руку розовеют пески Такла-Макана — вспоминаю пустыню Аризоны.

...Толкуют о засыпанных городах и показывают рукой в сторону Такла-Макана. Какое-то почтение и суеверный страх звучат при произнесении названия великой пустыни. В эту сторону тянутся две ниточки караванов.

*Такла-Макан — обширная песчаная пустыня, занимающая Таримскую впадину в Западном Китае, между Куньлунем и Тянь-Шанем.

*Тохары — народ из Тохаристана (территория современных Узбекской и Таджикской ССР), во II в. до н. э. завоевавший грекобактрийское царство.

*«...От Пиалмы до Зуава» —оазисы и населенные пункты у подножия гор Санджутага, по дороге на Хотан.

PROVENANCE и др. информация

https://www.christies.com/lotfinder/paintings/nikolai-roerich-taklamakan-chinese-turkestan-5146274-details.aspx

SALE 7684

Russian Pictures Including Post-War and Contemporary Art Part II

London

26 November 2008

LOT 373

Nikolai Roerich (1874-1947)

Taklamakan, Chinese Turkestan

Price realised

GBP 18,750

Estimate

GBP 20,000 - GBP 30,000

tempera on panel

6¼ x 17¼ in. (15.8 x 43.8 cm.)

Painted circa 1925

Provenance

The collection of Louis and Nettie Horch, New York.

Acquired from the above by the present owner in 1971.

http://www.kabinet-auktion.com/auction/art16/56/

«Русская живопись и графика XIX-XX веков»

Аукцион №16(50) Москва, ЦДХ, ул. Крымский Вал, д.10

20 ноября 2012 года

19.00

Лот 56

Рерих Николай Константинович (1874–1947) Такла-макан.

1925–1926 гг.

Фанера, масло, темпера

15,7 х 44,6 см

На оборотной стороне надписи с указанием размера и фломастером номер: «1003», также имеются пометы, позволяющие соотнести данный пейзаж с работой, числящейся в собрании музея рериха в Нью-Йорке под названием «Такла-Макан», затем перешедшей в собрание Л.Хорша.

Оформлена в старинную деревянную раму.

Экспертное заключение ВХНРЦ им. И.Э.грабаря от 22.04.2009 г.

Рерих Николай Константинович (1874–1947) – живописец, археолог. В 1891 – 1893 годах брал уроки рисования у художника М.О. Микешина. Учился в ВХУ при ИАХ (1893 – 1897) у А.И. Куинджи, а также в студии Ф. Кормона в Париже (1900 – 1901). Закончил академию со званием художника и в 1909 году получил звание академика. Был секретарем ОПХ (1906 – 1918). В 1898 – 1900 годах читал лекции в Археологическом институте в Петербурге. Был членом объединения «Мир искусства» (с 1910). Произведения художника находятся в ГРМ, ГТГ, Музее Н. Рериха в Москве и Петербурге, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и др.

В 1924–1928 годах Н.К. Рерих был организатором Центрально-азиатской экспедиции – грандиозного путешествия по неисследованным районам Центральной Азии, в которой помимо художника принимали участие его жена – Елена Ивановна Рерих, а также старший сын Рерихов Юрий Николаевич – ученый-востоковед с мировым именем. Рерихи первыми из европейцев пересекли Тибетское нагорье с севера на юг с проходом через Трансгималаи и выходом в Индию.

Маршрут экспедиции пролегал по труднодоступным районам Центральной Азии – через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай, Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев, с пересечением двух больших пустынь Такла-Макан и Гоби. Участок вдоль границ пустыни Такла-Макан от перевала Санджу до города Хотана экспедиция преодолела в конце 1925 – начале 1926 годов. В результате поездки было создано множество экспедиционных зарисовок, среди которых была работа «Такла-макан».

В своих воспоминаниях Николай Рерих писал:

<От Брамапутры до Иртыша и от Желтой реки до Каспия, от Мукдена до Аравии - всюду грозные беспощадные волны песков. Как апофеоз безжизненности, застыл жестокий Такламакан, омертвив серединную часть Азии. В сыпучих песках теряется ста- рая императорская китайская дорога. Из барханов торчат остовы бывшего когда-то леса. Оглоданными скелетами распростер- лись изгрызанные временем стены древних городов. Где проходили великие путники, народы переселений? Кое-где одиноко возвы- шаются керексуры, менгиры, кромлехи и ряды камней, молчаливо хранящих ушедшие культы. Конечности Азии бьются вместе с океанскими волнами в гигантской борьбе.

Никакой музей, никакая книга не дадут право изображать Азию и всякие другие страны, если вы не видели их своими глазами, если на месте не сделали хотя бы памятных заметок. Убедительность, это магическое качество творчества, необъяснимое словами, создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы везде горы, вода всюду вода, небо везде небо, люди везде люди. Но тем не менее, если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать. >

(Рерих Николай. Сердце Азии. М., 1991. С. 3.)

Предварительная оценка:

2 700 000 – 3 600 000 р.

Цена продажи: 2 700 000 р.

Экспертное заключение

№ 261 ЭК – 267-09

от 22 апреля 2009 г.

Протокол экспертного совета № 45

от 22 апреля 2009 года.

До экспертизы:

Рерих.

«Горный пейзаж».

Ф., м.; 15,7 х 44,6 см.

Вл.: частное собрание.

После экспертизы:

Рерих, Николай Константинович (1874-1947).

«Такла-макан».

Ф., м., темпера; 15,7 х 44,6 см.

1925-1926 год.

Виды исследований: стилистическое, технологическое (МБС, УФ, ИК), рентгенографическое, фото (о/в, фр.), литература.

Подпись не обнаружена.

Стилистические и технологические особенности экспертируемой работы свидетельствуют о её бесспорно оригинальном характере и принадлежности кисти профессионального живописца.

По состоянию художественных материалов экспертируемую работу можно датировать первой третью ХХ века.

На обороте работы имеются пометы, позволяющие соотнести экспертируемый пейзаж с работой, числящейся в собрании музея Рериха в Нью-Йорке под названием «Такла-Макан», затем перешедшей в собрание Л..Хорша.

Экспертируемая работа относится к экспедиционным зарисовкам, выполненным Н.К.Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928). Участок вдоль границ пустыни Такла-Макан от перевала Санджу до города Хотана экспедиция преодолела в конце 1925 – начале 1926 годов. Вероятнее всего, создание исследуемого пейзажа относится к этому же периоду.

Время создания, характерный изобразительный мотив, соответствие творческой манере указанного мастера и история бытования картины позволяют подтвердить авторство Николая Константиновича Рериха (1874-1947).

Экспертируемая картина «Такла-Макан» представляет музейное значение.

Зав. отделом

научной экспертизы А.Р.Киселёва

Эксперт О.С.Глебова

Подписи Киселёвой А.Р. и Глебовой О.С. заверяю зав. канцелярией

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика