Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2185&size=3
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
С 30 июня по 2 июля в Улан-Удэ торжественно отмечался юбилей знаменитого эпоса народов Центральной Азии «Гэсэр». Творчество народное ярче всего выражается в героических сказаниях, где великие предчувствия и надежды народной души удивительно органично переплавляются в чудесные поэтические творения, соединяющие в себе живую фантазию и суровую реальность. Таковы «Илиада» и «Одиссея», «Калевала» и «Эдды», «Песнь о Нибелунгах» и русские былины. Таков, наконец, и эпос «Гэсэр». Являясь плодом коллективного творчества народов Тибета, Монголии и Бурятии, «Гэсэр» вместе с тем имеет особое национальное звучание и является гордостью каждого из этих народов. Среди других версий бурятский «Абай-Гэсэр» по праву считается самым богатым и самобытным по языку и героям. Кроме того, именно в Бурятии, как в давние времена, эпос продолжает жить в народе ярко и непосредственно. Еще в 30-е годы нашего столетия в бурятских селах жили сказители-улегершины — народные любимцы, протяжно распевавшие долгими ночами перед собравшимся кругом бесконечные ветви-главы «Гэсэра». В Монголии же в это время он оставался только литературным произведением. Память о народном герое, сыне верховного бога Хана Хурмаса, герое, рожденном земной женщиной, победителе зла, живет и поныне. И сегодня некоторые набожные буряты в трудные минуты жизни обращаются к небесному посланнику с молитвами, считая его могучим божеством. Давно сложилась и существует в монголоязычной филологии целая отрасль, изучающая происхождение, структуру и поэтику эпоса «Гэсэр». Немало известных русских, бурятских и зарубежных ученых потрудилось над его изучением и переводами. Но, по-видимому, долго еще будут оставаться неразгаданными многие тайны «Гэсэра». Среди них — сложный, многозначный символизм эпоса, возможно связанный с легендарной страной Центральной Азии — Шамбалой, и сам таинственный, могучий герой, оживленный народной фантазией, не обыкновенно поэтично выражающий лучшие черты многих Воителей Общего Блага. Праздник, прошедший в Бурятии, посвященный «Гэсэру», вылился в чествование древней и современной культуры. Он соединил, пусть на несколько дней, в свой широкий круг науку и художественное творчество. И как прекрасно, что древний эпос своей могучей, воодушевляющей энергией сегодня дает импульс для нового развития народной культуры. Среди многочисленных встреч, спортивных состязаний, художественных выставок, спектаклей чувствовалось большое национальное воодушевление, всегда сопутствующее долгожданным и крупным культурно-историческим событиям. Даже сильное землетрясение, случившееся в последний день праздника в Тункинских горах, по преданию родине Гэсэра, и не принесшее разрушений и жертв, не омрачило общего настроения. А старые буряты, как в былые времена, объяснили его вторым сошествием Гэсэра на Землю. Время не властно над истинным героизмом, время не властно над красотой героической. Уста народа складывают сказания о славе великой. Сердца народов радуются кличу нездешнему, долгожданному. Улан-Удэ — Москва |
||||||||||||
|
||||||||||||
https://www.christies.com/lotfinder/lot_details2.aspx?intObjectID=5195789 SALE 2162 Russian Art New York 24 April 2009 LOT 318 Nicholas Roerich (1874-1947) Castles of Gessar Khan Price realised USD 62,500 Estimate USD 80,000 - USD 120,000 signed with monogram (lower right); inscribed in Russian, dated and numbered '1928-1929/Castles of Gessar Khan/N.R. 7' (on the reverse) pencil and tempera on panel 8¼ x 10½ in. (21 x 26.7 cm.) Painted circa 1928-1929 Provenance The Roerich Museum, New York. Acquired from the above by the father of the present owner, and thence by descent. Pre-Lot Text PROPERTY OF AN AMERICAN COLLECTOR Lot Notes Gessar Khan is a legendary hero who Buddhists believe would return to earth and destroy all evil. Since his childhood, Nicholas Roerich had heard the story of Gessar Khan and frequently painted many symbols from the legend such as Gessar Khan's castle, sword, and arrow.
We are grateful to Gvido Trepsa and The Roerich Museum, New York, for their assistance with the cataloguing of the present lot. |