...Первым живописным увлечением Святослава Николаевича был портрет, и он написал их множество.
«Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека, и я стараюсь писать портреты с тех людей, которых знаю». Одни из лучших его портретов — портреты родителей. Сравнительно ранний «Портрет отца» (1936, Париж, Люксембургский музей) наиболее удачен. Он представляет Н. К. Рериха работающим за письменным столом. Мы видим в лице выражение твердой, непреклонной воли, это лицо ученого, мудреца, человека четко определенного характера и твердо сложившихся убеждений и одновременно — человека действия. Складки портьеры служат прекрасным фоном для лица, дальний вид Гималаев — необходимым дополнением, как бы своеобразным атрибутом: живопись, научная и литературная работа и горы — то, чему он посвятил жизнь. Портрет был, по словам его автора, труден из-за сложности освещения: «Свет ламп, свечей, с одной стороны, и, с другой — голубоватый мягкий свет вечерних сумерек Гималаев».
|
<..>
В Национальном музее современного искусства (Центр Помпиду),
помимо произведения Н.К. Рериха, хранится портрет мастера кисти Святослава Рериха – «Николай Рерих» (1938. Холст, масло. 122х122. Инв.
No JP901P). (Ил. 5.) Портрет, как и «Замки Майтрейи», поступил первоначально в Музей современных иностранных школ, располагавшийся
в Жё-де-Пом, в 1939 году. Тогда авторство приписали не С.Н. Рериху, а Н.К. Рериху, а сама картина фигурировала под названием «Портрет
мужчины». Как и его отец, С.Н. Рерих вначале был отнесен к американской школе72. Переписка супруги Святослава Николаевича Девики
Рани Рерих с директором Центра Помпиду Домиником Бозо (Dominique Bozo, 1935—1993) проливает свет на долгие поиски этого произведения.
В 1983 году она писала: «В течение многих лет мы пытались найти следы этой картины, и сейчас так счастливы узнать, что она находится под
Вашей опекой»73
. Д. Бозо в ответном письме отметил: «Они [картины Н.К. и С.Н. Рерихов] представляют собой ценное свидетельство устрем-
лений этих художников к Востоку» (5 сентября 1983)74.
Итак, на сегодняшний момент в Фонде современного искусства Франции всего числится два произведения Н.К. Рериха – «Человек со скребком» (Каир), «Замки Майтрейи» (Париж) и один портрет Святослава Рериха – «Николай Рерих» (Париж). Однако творческое наследие Рерихов во Франции не исчерпывается этими произведениями. Большое количество картин осело в частных коллекциях. Известны имена владельцев произведений Рериха во Франции в первой четверти XX века. Срединих были как французы – барон де Бай, Арман Дайо, Морис Дени, Дени Рош и другие; так и выходцы из Российской империи – И.Я. Павловский, А.В. Руманов, князь Святополк-Четвертинский. Как мы уже упоминали, крупными коллекционерами Рериха в Париже были княгиня Тенишева и Голубев75. Судьба известных по каталогам и спискам произведений(76), поступивших во французские частные собрания при жизни Рериха, на сегодняшний момент по большей части остается неизвестной77
Источники:
72 Le livre d’acquisition. Jeu de Paume. м
73 Letter from Devika Rani Roerich to Dominique Bozo. Bangalore. 19th August 1983
// Service de documentation des collections du Musée national d’art moderne (Paris).
Dossier Svetoslav Roerich.
74 Letter from Dominique Bozo to Devika Rani Roerich. Paris. 5 Septembre 1983 // Ibid.
75 The Nicholas Roerich exhibition. With Introduction and Catalogue of the Paintings by Christian Brinton.
76 По прижизненным спискам и каталогам произведений Рериха можно восстановить некоторые принадлежащие им произведения. Барон де Бай – пастель «Свя-
щенное место» (1907) из серии «Финляндские этюды»; Арман Дайо – пастель «Сосны» (1907) из серии «Финляндские этюды»; Морис Дени – Эскиз для резного
шкафа «Звери» (1904); Дени Рош – пастель «Заклятье водное» (1905), Жакен – пастель «Семь принцесс» (1906). См.: Список Иванова.
77 Исключением является исследование: Яковлева Е.П. О петербургском собирателе А.В. Руманове и судьбе его художественных коллекций // Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры: Сб. статей по материалам Междунар. научно-практич. конференции. Одесса, 16–18 мая 2000 г. Одесса: Астропринт,
2001. С. 172–188.
|