Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Книга Голубиная (эскиз фрески). # 21 [Голубиная книга]
1922

Н.К.Рерих. Книга Голубиная (эскиз фрески). # 21 [Голубиная книга]. 1922

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=230&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Книга Голубиная (эскиз фрески). # 21 [Голубиная книга]
Год 1922
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 73.5 х 101.5 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Инв. № 6210 II, 28522 КП. Встречается вариант даты: 1923

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

Картина напоминает написанное вскоре после революции полотно «Голубиная книга», по сюжету известного, замечательного русского сказания. Это — величественная книга жизни, где запечатлены законы Вселенной, происхождение человечества и его грядущее. Вокруг книги, упавшей с раскрытых небес, толпятся цари и князья и честной православный люд, но никто не в состоянии ее прочесть.

Описание картины

Многие ранние работы Николая Константиновича Рериха были посвящены теме "Древняя Русь. Славяне". В этих картинах художник сумел приподнять завесу времени, перенеся зрителя на многие столетия назад - в землю далеких предков. Нередко сюжеты были почерпнуты из легенд, преданий и апокрифов.

Рериха всегда интересовала суть вечных вопросов мироздания. Символическое и космогоническое начало выразилось в творчестве художника очень рано. Уже в работах начала 1900-х годов он создал духовно напряженный, многозначный образ идеально-прекрасного славянского мира, навеянный мечтою о "золотом веке", что ярко проявилось в эскизах росписей и мозаик.

Его картина «Голубиная книга» иллюстрирует русский народный духовный стих с одноименным названием. В Голубиной книге идет речь о происхождении мира. Смысл легенды - философский, с позднейшими вариантами христианской мифологии. В ней сохранились отзвуки самых глубоких времен, доходящих до источника общего и для индийских Вед, и для русского фольклора. Недаром заветная книга, о которой пели сказители, именуется "голубиной", то есть "глубинной", что означает одновременно и "древняя" и "мудрая".

По легенде Святая книга упала на землю из грозовой тучи. Она была «и не малая, не великая: долины книга сороку сажень, поперечины двадсяти сажень». Сотни христиан от царей и князей до простого люду пришли посмотреть на книгу, но никто не отваживается дотронуться до нее. Только мудрейший царь Давид Евсеевич, приблизился к ней. Она раскрылась, открыв ему слово Божие. Затем и князь Володимир Володимирович подошел к книге и попросил царя Давида прочесть и объяснить Божьи деяния, чтобы понять, как сотворил он землю, прекрасное солнце, луну, звезды и прочее. Но мудрый царь ответил, что не может прочесть Святую книгу, потому что она слишком велика. Он не может удержать ее в руках или положить на аналой, но наизусть может прочесть слово Божье: «Земля начала быть по Божьей воле; Прекрасное солнце - лик нашего Господа Иисусу Христа; луна - Его грудь, а многочисленные звезды - его Божественное одеяние…».

Эпизод на картине представлен так, как легенда повествует о нем. Темная грозовая туча нависла над средневековым русским городом, перед собором лежит огромная открытая книга. Около нее стоит седобородый царь, и передает мудрость ее «православному народу», собравшемуся вокруг великой Книги.

«И голубиная книга с небес упала. И сокровище сверху пришло. И не сразу нашли мудрого для прочтения книги. И разные народы помнят об этих принесенных благовестях…» (Н.К. Рерих.)

***

Первый вариант картины был написан в 1911 году.

«Издавна ходит Эрдени Мори, и светит его сокровище. На восходе и на закате солнца затихает все, значит где-то проходит великий конь белый, несущий сокровище. Пока народы знают о сужденном сокровище, они все же останутся на верном пути. Путь их, хотя бы и долгий, и необычный, — неизбежен. Так же неизбежен, как служение совершенствования. Кому-то — сказки. А кому-то — быль. Кто-то убоится. А кто-то развернет страницы книги принесенной.

И Голубиная Книга с небес упала. И сокровище сверху пришло. И не сразу нашли мудрого для прочтения Книги. И разные народы помнят об этих принесенных благовестях. И всем темным невыносим Свет. Почему они так ощетинились? Ведь они ужасаются о себе самих, когда не прочли Книги, когда отвернулись от Света. И отвернувшись от Света малого, разве выдержат их глаза Свет Великий!»

Врата в Будущее.

«Люди определенно делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают свое воображение. А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых дней его уже предполагается несказуемая по красоте своей небесная книга. Была и картина "Книга голубиная"».

О Вечном. Небесное зодчество.

Голубиная книга стоит особняком среди прочих духовных стихов. Она удивительным образом сплетена из христианских и дохристианских мифов.

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Голубиная книга(1922 г.)

Эта картина написала на сюжет русского духовного стиха о Голубиной или Глубинной, т.е. хранящей глубинные, сокровенные знания, книге. "И разверзлось Небо, и упала на Землю Книга Голубиная, книга Мудрости, книга жизни. В помощь людям для восхождения духа". "Восходила туча сильная, грозная, выпадала книга Голубиная, и не малая, не великая. Длинны книга 40 сажень: поперечины 20 сажень. Ко той книге ко Божественной сходилися, съезжалися 40 царей со царевичем, 40 князей со князевичем, 40 попов, 40 дьяконов много народу: людей мелких, христиан, православных. Никто так к книге не приступится, никто ко Божьей не пришатнется. Приходил ко книге премудрый царь Давид. До Божьей до книги он доступается, перед ним книга разгибается, всё Божественное писание ему объявляется. - Скажи, государь, проповедь нам. Кто сию книгу написывал, Голубиную кто напечатывал? Отвечал премудрый царь Давид: "Сам Иисус Христос, Иисус Христос, царь наш небесный".

"И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

Голубиная книга

Веками по Руси ходило сказание. Однажды гласило оно, из тучи выпала Книга, и была она очень большой. Сорок царей сорок князей, сорок попов, сорок дьяконов и еще много народа православного пытались открыть ее, но не смогли. Открылась чудесная Книга только пред царем Давидом Есеевичем. И все, что было написано в этой Книге, объявилось ему. И любознательный князь Владимир подошел к Давиду Есеевичу и попросил:

Прочти, сударь, книгу Божию,

Объяви, сударь, дела Божий;

Про наше житие Свято-русское.

Про наше житие свету вольного!

От чего у нас начался белый вольный свет?

От чего у нас солнце красное?

От чего у нас млад-светел месяц?

От чего у нас звезды частые? :

От чего у нас ночи темные?

От чего у нас зори утренни?

От чего у нас ветры буйные?

От чего у нас дроблен дождик?

От чего у нас ум-разум?

От чего у нас помыслы?

От чего у нас мир-народ?

От чего кости крепкие?

От чего телеса наши?

От чего кровь-руда наша.

Но видимо Книга зря открылась перед царем Давидом, ибо он не смог в ней прочесть ни строчки. ...Книга называлась «Глубинная», но потом стала «Голубиной».

Л.В.Шапошникова. Великое путешествие. Мастер. Сны

Е.В. Заровнятных. Николай Рерих. Религиозно-философские аспекты живописи. СПб., 2017

«Голубиная книга» — выдающийся памятник древнерусской литературы — дошла до нас в отрывках. Книга представляет собой сборник народных духовных стихов, сочинённых по мотивам библейских притч, апокрифических сказаний и славянских языческих мифов. Уникальный синтез христианских и дохристианских идей, родившийся на Руси в XV в., содержал в себе ответы на центральные космогонические и антропологические вопросы. О каких-либо попытках построения богословских или философских концепций в отношении книги сказать нельзя, но возвышенный полёт мысли и импульс творческой силы, безусловно, читается в каждой строке. Исследователи часто сравнивают «Голубиную книгу» с зороастрийским текстом «Бундахишн». Сочинение относится к IX в. и заключает в себе свод эсхатологических и космогонических представлений народов Сасанидского Ирана. Учёные полагают, что «Голубиной» книга стала называться вследствие искажения названия «Глубинная», то есть наполненная мудростью и тайным знанием. В народе книгу почитали как священную, полагая, что она ниспослана Богом и раскрывает ключевые моменты человеческого бытия. Анализируя духовные стихи, можно соприкоснуться с сознанием средневекового русского человека, прочувствовать настроения, царившие в обществе, попытаться нащупать основания русского Логоса. Поэтому «Голубиная книга», на листах которой раскрывается самосознание нашего народа, так всегда привлекала учёных, мыслителей, историков; в их числе оказался и Н. К. Рерих.

В 1922 г. художник, всегда стремящийся постичь секреты мироздания, пишет картину с одноимённым названием — «Голубиная книга». Работа иллюстрирует стих, повествующий о таинственной истории появления Книги. Согласно преданию, над городом Иерусалимом разверзлась тёмная туча и из неё снизошла на землю огромная книга — 40 саженей в длину и 20 в ширину. Побоялся народ прикасаться к чудесной книге, только мудрый царь Давид Евсеевич подошёл к ней, и открылась книга. Потом приблизился князь Володимир Володимирович и спросил, не соизволит ли царь прочитать письмена и разъяснить народу смысл божественных посланий. Этот момент и запечатлевает Рерих: возле лежащей на земле раскрытой книги стоит седобородый царь Давид, склонившись в благоговейной, смиреной позе, напоминающей позу Иоанна Крестителя в иконографии деисусного чина. Аналогично Иоанну, указывающему обеими дланями на Спасителя, Давид тем же жестом указывает на священную книгу. Царь читает сакральный текст, рядом с ним стоит князь Володимир, внимательно вслушиваясь в каждое слово, по правую и левую стороны собралась толпа народа, покорно внимающая божественному слову. На переднем плане, на зелёном лугу, примостились три белых голубя, символизирующие триипостасность единого Бога. На заднем плане возвышается церковь о трёх луковичных главах, также символизирующих Святую Троицу; под центральной закомарой располагается медальон с изображением Богоматери Панахранты с Младенцем Иисусом на коленях. Образ отсылает нас к почитаемой на Руси иконе конца XIII в. Богоматери Печерской (Свенской) с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. В рериховской композиции преобладают золотисто-желтоватые и бежеватые оттенки, присутствуют элементы обратной перспективы, пропорции и объёмы определяются не стереометрическими законами, а смысловой нагрузкой. Это отводит нас к иконописным традициям, в частности вспоминаются миниатюры Хитрова Евангелия; полотно Рериха как бы символически превращается в миниатюру из самой «Голубиной книги».

Е. Н. Трубецкой в работе «Смысл жизни» обращается к тому же духовному стиху «О книге голубиной» и связывает явление тучи над Иерусалимом с явлением тучи над Голгофой в момент смерти Спасителя на кресте. Тьма окутала распятие, а в третий день из этой тьмы родилось величайшее в истории откровение Бога — Воскресенье Христово, положившее начало всеобщему воскресению и воссоединению божественной и человеческой природы. В по-детски наивных стихах в доступной для крестьянина форме раскрывается картина мироздания, тайны которого пытаются постичь мудрецы. Духовный песнописец видит в случайном закономерное, в локальном — всеобщее, в дискретном — целое: белый свет родился от Бога, солнце — лик Его, дождь — слёзы, ветер — дыхание. От временного дух человека поднимается к вечному, видя смысл в каждом проявлении окружающего мира. «Одно из двух, — или всемирный распад, или всемирный смысл, — вот о чем говорит явившаяся в грозе и в буре, ниспавшая из темной тучи книга голубиная, — пишет Е. Н. Трубецкой. — Есть та сила духа, о которой вещает книга голубиная; она возвращает миру смысл, а с ним вместе — утраченный строй и лад. И в радости всеобщего воскресения на небе вновь возгораются потухшие светила» (Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни).

На картине Рериха купола устремлённой к небесам церкви тянутся к разверзшейся мрачной туче. Три креста на тёмном фоне, венчающие золотые луковки, представляются тремя крестами на Голгофе: на центральном распят Спаситель, а два разбойника — по сторонам от него. При этом центральная вертикальная ось композиции проходит именно через центральный крест, являющийся в то же время верхней точкой изображения. Таким образом подчёркивается крестная жертва Христа, а раскрытая книга освещает перед человечеством смысл божественного откровения. Так полотно Рериха раскрывает перед нами связь народных верований и богословских догматов, соединённых в уникальном синтезе в тексте «Голубиной книги» — зеркале сознания средневекового жителя Руси.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика