"Урусвати может передать черты Великого Путника художнику, склонному к изображению человеческих ликов; хотя бы в общих чертах можно запечатлеть Изображение. Напомним еще раз черты Его: волосы светло русые и действительно довольно длинные, концы их несколько темнее, слегка волнистые, мелкими извивами, но пряди остаются заметны. Лоб светлый и широкий, но не видно морщин; брови несколько темнее волос, но не велики, глаза синие и подняты в углах, ресницы дают глазам глубину. Немного заметны скулы, нос не большой и довольно мягкий, небольшой рот, но губы довольно полные. Усы не большие, не закрывающие рта. Также борода не большая и слегка раздвоенная на подбородке. Такие черты побуждали любить Учителя. Не столько красота, сколько выражение делало Учителя запоминаемым". |
<..>
«Напомним ещё раз черты Его: волосы светло-русые и действительно довольно длинные, концы их несколько темнее, слегка волнистые, мелкими извивами, но пряди остаются заметны. Лоб светлый и широкий, но не видно морщин; брови несколько темнее волос, но невелики, глаза синие и подняты в углах, ресницы дают глазам глубину. Немного заметны скулы, нос небольшой и довольно мягкий, небольшой рот, но губы довольно полные. Усы небольшие, не закрывающие рта. Также борода небольшая и слегка раздвоенная на подбородке. Такие черты побуждали любить Учителя» (06.02.1938).
Так художник и изобразил Христа на своей картине, человеком, далёким от распространённого типа семитской внешности. Именно глаза, лоб и светлые, русые волосы описаны в дневнике Елены Рерих как «поразительные черты». Однако почти такое же описание встречается в исторических документах, относящихся к периоду Римской империи. Сенатор Публий Лентул в послании великому императору Тиберию Цезарю, современнику Христа, цитирует письмо, присланное из Иерусалима одной римлянкой; в нём значительное место уделено личности Иисуса. Письмо впервые упомянуто в поздних сочинениях Ансельма Кентерберийского, а затем воспроизведено в магдебургских центуриях. Оно признаётся апокрифом: «Этот человек высок ростом и строен. Лицо Его строго и выразительно, так что,
взирая на Него, Его нельзя не любить и, вместе с тем, не чувствовать перед Ним благоговения. Его русые волосы гладки до нижнего края ушей, а оттуда вьются, локонами спадая на плечи; на темени они разделены, по обычаю назареев. Чело гладко и ясно; лицо совершенно чистое, с лёгким румянцем на скулах. Взгляд приятный и открытый; нос и рот весьма правильны. Небольшая, но довольно густая борода Его – одинакового цвета с волосами головы – раздвоена на подбородке. Голубые блестящие глаза Его удивительно привлекательны. Он грозен, когда укоряет и обличает, кроток и ласков при наставлениях и увещеваниях. Лицо Его поражает простотой, соединённой с величием. Его никогда не видели смеющимся, но видели Его плачущим. Стан Его строен; руки и плечи прекрасны… Наконец, видевшие Его не могут не признать, что Он – один из красивейших людей». Сходство двух источников – очевидный факт. Сведения дополняют друг друга, создавая целостное представление о Христе.
Записи Елены Рерих содержат эпизоды, не упомянутые в Евангелии: рассказ волхвов, пришедших по звезде к месту рождения Младенца; исповедь Марии Магдалины; беседу с книжниками о храме Соломона на горе Мориа; историю о путешествии юноши Иисуса в Индию. Эти записи носят самостоятельный характер. Они легли в основу художественного поиска Святослава Рериха. Остаётся один важный вопрос, почему же художник, имея в руках подробное описание облика Христа, приступил к созданию портретного изображения только спустя 19 лет… Всё зависит от подходяще го типажа или модели. Иногда мастер находит искомое, но в других случаях происходит творческое озарение. Годы ожидания, и результат получен в одно мгновенье. Можно предположить, так и произошло: проявилась интуиция, доходящая до ясновидения. Многолетнее напряжение выявило лик Спасителя.
<..> |
<..>
В начале 1980-х годов деятельность
Святослава Рериха постепенно пошла на
спад. Сериями о Христе и Тонком мире,
можно сказать, завершилась его художественная миссия. Последняя крупная вы-
ставка на родине состоялась в Государственном музее искусства народов Востока в 1984
году. Полотна на евангельские сюжеты,
история их создания и экспонирования
изучены пока не в полной мере.
86
Известно, картина «Господом твоим»
вошла в состав выставки, устроенной в Советском Союзе к двойному юбилею Рерихов (сто лет со дня рождения отца и семидесятилетие сына), но в последний момент
была исключена из экспозиции. Религиозная тематика в стране находилась под идеологическим запретом. Каким-то невероятным образом работу всё-таки удалось
выставить в Новосибирске в 1975 году (август и сентябрь). Наши соотечественники
впервые увидели лик Спасителя. Такое
смелое решение организаторов выставки,
конечно же, впоследствии обернулось партийным скандалом.
Картина «Господом твоим» вернулась
в Индию и заняла достойное место в Художественной галерее Карнатаки (Бангалор),
основанной Святославом Рерихом. Библейская серия на долгие годы определила творческий путь художника. Более сорока лет
шли непрестанные поиски Христа. Когда
мастер покинул этот мир, прощание с усопшим проходило в художественной галерее.
Гроб был установлен у картины, под благословляющим перстом Спасителя. Как расценить то, что произошло, случайное совпадение или мистический символ? Но случайностей не бывает, и Христос – это не символ. Иисус Христос купель новой жизни.
<..> |
<..>
В начале 1980-х годов деятельность
Святослава Рериха постепенно пошла на
спад. Сериями о Христе и Тонком мире,
можно сказать, завершилась его художественная миссия. Последняя крупная вы-
ставка на родине состоялась в Государственном музее искусства народов Востока в 1984
году. Полотна на евангельские сюжеты,
история их создания и экспонирования
изучены пока не в полной мере.
Известно, картина «Господом твоим»
вошла в состав выставки, устроенной в Советском Союзе к двойному юбилею Рерихов (сто лет со дня рождения отца и семидесятилетие сына), но в последний момент
была исключена из экспозиции. Религиозная тематика в стране находилась под идеологическим запретом. Каким-то невероятным образом работу всё-таки удалось
выставить в Новосибирске в 1975 году (август и сентябрь). Наши соотечественники
впервые увидели лик Спасителя. Такое
смелое решение организаторов выставки,
конечно же, впоследствии обернулось партийным скандалом.
Картина «Господом твоим» вернулась
в Индию и заняла достойное место в Художественной галерее Карнатаки (Бангалор),
основанной Святославом Рерихом. Библейская серия на долгие годы определила творческий путь художника. Более сорока лет
шли непрестанные поиски Христа. Когда
мастер покинул этот мир, прощание с усопшим проходило в художественной галерее.
Гроб был установлен у картины, под благословляющим перстом Спасителя. Как расценить то, что произошло, случайное совпадение или мистический символ? Но случайностей не бывает, и Христос – это не символ. Иисус Христос купель новой жизни.
<..> |