<..>
Последним на сюжет Евангелия стало произведение «Се Человек!» (1966). Оно получило ещё и второе наименование «Я был
Человеком» (авторская надпись на подрамнике на английском языке «I was Man»).
Святослав Рерих посвятил его вознесению Господа Иисуса Христа. Это полотно – совершенно необычное в художественном
отношении. Оно продолжает тему материнской скорби, переплавленной в чистую молитву. Но в нём есть и нечто большее.
Картина написана в ярких синих, фиолетовых и чёрных тонах и создаёт ощущение неизведанного пространства, какого-то
глубинного космоса. Христос парит в воздухе в светящейся оболочке. Она ассоциируется с белой пеленой новорождённого
ребёнка. Иисус рождается к новой жизни. У него ещё закрыты глаза, и вытянутые вдоль туловища руки находятся в покое. Они вот-вот встрепенутся как первый взмах крыльев птицы. Внутри кокона отблеск радуги, от неё пряди волос тоже горят золотом. В правой части картины три женские фигуры. Дева Мария опустилась на колени, и ещё двое – Мария Магдалина и Мария Клеопова – стоят рядом. Мария
Магдалина указывает рукой на чудо вознесения.
Когда-то Христос был человеком и теперь стал Человеком с большой буквы. В название картины автор взял слова Понтия Пилата, римского прокуратора Иудеи. Обращаясь к народу на площади Иерусалима и показывая им Христа после бичевания, Пилат сказал: «Се человек!», то есть «вот человек». Тем самым он желал вызвать сострадание у толпы. Но толпа, подстрекаемая первосвященниками, закричала: «Распни, распни Его!». Точно с таким же названием в 1543 году создал свой шедевр Тициан. Но в отличие от итальянца, Святослав Рерих дал собственную неповторимую трактовку сюжета, указав на вознесённого Богочеловека.
<..> |