Картины С.Н.Рериха <<   O   >> сменить фон

Пиета
1960

С.Н.Рерих. Пиета. 1960

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2337&size=3

              
Атрибуты картины

Название Пиета
Год 1960
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 112.5 х 214.0 см.
Источник Сайт Эстонского общества Рериха http://www.roerich.ee/
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № 9577 II, 44138 КП

П.Ф.БЕЛИКОВ. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. Международный Центр Рерихов, М., 2004

...Классический мотив «Пиета» (сострадание) в изобразительном искусстве сводится к сюжету оплакивания Христа Богоматерью. Широко известны скульптуры Микеланджело в соборе св. Петра в Риме, Дюпре в Сиене. Эти скульптурные группы изображают Богоматерь с телом Христа на коленях. Подобной композиции обычно придерживаются и в живописи. Дж. Беллини, Ван Дейк, Беклин и многие другие художники прибегали к этому мотиву и сходной композиции. Первый вариант «Пиеты» Святослава Рериха близок принятой традиции: те же две фигуры в таком же сочетании, хотя интерпретированы они свободно, без намёков на религиозное содержание. О нём напоминает только традиционное название и слегка уловимое сходство лика Христа с принятым в иконописи. Женщина в накинутой на голову косынке ничем не отличается от любой женщины, склонившейся в великой материнской скорби над погибшим сыном. В 1960 году Святослав Рерих повторил «Пиету», причём, развивая собственную интерпретацию Великой Трагедии, он изменил привычную композицию, составив группу из трёх персонажей. На просьбы посетителей выставки дать пояснение к новому истолкованию классического религиозного сюжета Святослав Рерих отвечал: «Это – общечеловеческая тема. Герой, жертвующий своей жизнью ради других. Рядом его мать и любящая женщина, которые так или иначе принимали участие в подвиге. Готовили к нему героя. И, может быть, их горе сильнее, чем страдания самого погибшего. Кто в состоянии измерить глубину горя матери или любящей женщины, теряющих самого дорогого для себя человека? И это повторяется в жизни всегда и всюду. Героический подвиг - не удел одиночек. К героическому поступку всегда причастны многие люди. И, если этот поступок завершается чьей-либо гибелью, то переживается она также многими. Поэтому нет в жертвенности безысходного горя, и розовый луч, который пронизывает на картине тьму, - это луч надежды, залог победы тех, кто поднимает людей на подвиги и кто идёт на них, жертвуя собой».

П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.138

П.Ф.Беликов. НА ВЫСТАВКАХ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА

О всечеловеческой скорби повествует и картина «Пиета» (1961). Этот классический сюжет (изображение Богоматери с телом Христа на коленях) Святослав Рерих трактует не канонически. Он изменяет традиционную композицию, вводя в картину вторую женскую фигуру, и дает своей трактовке такое объяснение: «Это — общечеловеческая тема. Герой, жертвующий своей жизнью ради других. Рядом его мать и любящая женщина, которые так или иначе принимали участие в подвиге, готовили к нему героя. И может быть, их горе сильнее, чем страдания самого погибшего. Кто в состоянии измерить глубину горя матери или любящей женщины, теряюпщх самое для них дорогое? И это повторяется в жизни всегда и всюду. Героический подвиг — не удел одиночек. К героическому поступку всегда причастны многие люди. И если этот поступок завершается чьей-то гибелью, то переживается она также многими. Поэтому нет в жертвенности безысходного горя, и розовый луч, который пронизывает на картине тьму, — это луч надежды, залог победы тех, кто поднимает людей на подвиги и кто идет на них».

С.Н.РЕРИХ. Священная флейта. Автор-составитель О.В.Румянцева, Самара, Издательский дом «Агни», 2000

...«Пиета» (1960) написана Святославом Рерихом в год смерти брата. Библейская тема – оплакивание Христа – послужила средством для раскрытия глубоких душевных переживаний самого художника; картина адресована всем умеющим сострадать, несущим горе потери. Розовый луч во мраке – луч надежды, никогда не оставляющей человека.

Святослав Рерих. Священная флейта, с.54

К картине С.Н. Рериха "ПИЕТА"

«"Пиета" ("Скорбящая") - это общечеловеческая тема, где выдвигается герой - сын, который по­жертвовал собой за какой-то идеал. Рядом его мать и любящая женщина, которые так или иначе прини­мали участие в его подвиге и таким образом тоже были героями, потому что никто не может измерить чувство матери или чувство любящей женщины. И может быть, в какой-то момент горе матери больше, чем страдания самого героя.

Это то, что повторяется в жизни всё время и всю­ду. И мы должны помнить, что не только один какой-то человек, один герой принимал в этом участие, но были и другие, очень близкие, которые его не только поддерживали, но которые и остро переживали этот героический поступок.

Розовый луч, который пронизывает тьму, - это луч надежды. Во всём, даже в страшной кромешной тьме всегда есть что-то, что освещает глубину нашего горя и даёт нам надежду»*.

С.Н.РЕРИХ

«"Жизнь бесталанна без героя", говорит народная мудрость. Героизм выходит за рамки обыч­ного, но не покидает жизни, а превращает тусклую повседневность в яркий каждодневный подвиг. Каж­дый художник в своём творчестве определяет значе­ние героики, и это определение будет также опре­делением задач и целей его искусства. Если художник творит для народа, а не для "избранных", то его произведения обязательно будут выражать героические чувства.

Народное творчество показывает, что народ ждёт от искусства не только той реальности, которая его окружает, но и той, которой ещё предстоит себя окру­жить. В народе заложена перспектива будущего. Он в существе своём бессмертен. И своё бессмертие, своё право на далёкое завтра народ поручает выявить ге­рою.

"Творите героев", говорит тысячелетняя мудрость Востока. Следуя ей, Святослав Рерих в сво­ём искусстве гармонически сочетает необычное с ре­альным. (...)

Сюжет "Пиета" уже много трактовался в искус­стве. У С.Н.Рериха он символизирует не только глу­бину материнской скорби. Это большая тема жерт­вы - не одного самопожертвования сына, но и жертвы матери, своими руками, добровольно отдав­шей самое для неё дорогое ради спасения жизни на земле. Не отчаяние, а знание неизбежности выражено в скорбных чертах матери. Благородная красота ис­полненного долга запечатлена в облике сына. Многие матери, приводившие на подвиг своих сыновей, узна­ют себя в "Пиете". И она ещё раз напомнит им, что, когда залогом жизни становится смерть, матери не ропщут, если жребий падает на их долю. В этой доле не только печаль, но и полёт избрания»**.

П.Ф.БЕЛИКОВ

* Рерих С.Н. Объяснение картины «Пиета» («Скорбящая»). Из архива Н.Д.Спириной.

** Фрагмент статьи П.Ф.Беликова «Святослав Рерих и проблемы современного искусства» (1961 г.). Из архива Н.Д.Спириной.

Источник :http://voshod.sibro.ru/article/27620

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика