|
|
|
...В завершающем данный цикл полотне «Ты не должен видеть этого пламени» художник изображает катастрофу – рушатся объятые пламенем небоскрёбы, вздыбилась земная твердь, пылает огненными языками небо. Что это? Война? Атомный взрыв? Вызванный кем-то катаклизм? Художник не даёт прямого ответа на этот вопрос. Да его и не нужно. Он предпослан двумя предшествующими полотнами [«Я двигаюсь среди теней», «Мы сами строим себе тюрьмы» - ред.]: всё, что нарушает естественные законы жизни, что посягает на человечность и свободное творческое волеизлияние,- рано или поздно кончается самоистреблением. Однако отнюдь не самоистребление как таковое, не провозвестие о его неизбежности – основная мысль этих произведений Святослава Рериха. Свою мысль художник подчёркивает названием последней картины: «Ты не должен видеть этого пламени». На первом плане с левой стороны полотна помещены две женские фигуры. Одна из женщин, воздев руки к небу, взывает к справедливости, заклинает вырвавшегося на свободу зверя разрушения, а вторая, склоняясь над ребенком, защищает его своими материнскими руками, оберегает от видения этого страшного в своей нелепости и слепой жестокости акта самоубийства.
П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.208
|
|
<...>
«Ты не должен видеть этого пламени» — пылает полуразрушенный город. Взывает к небесам женщина. Другая — склонилась в оберегающей позе над ребенком. Что это? Война? Атомный взрыв? Какая-то стихийная катастрофа? Художник не дает прямого ответа на этот вопрос в самой картине. Да это и не нужно. Все, что нарушает естественные законы жизни, что посягает на человечность, на свободное волеизъявление, — рано или поздно подлежит самоистреблению. И каждая мать по праву жизнедательницы стремится уберечь своего ребенка от такого страшного в своей нелепости организованного самоубийства.
Понятны были споры около этих картин и повышенный интерес к тому, что скажет о них сам художник. Неужели же Святослав Рерих выступает против технического прогресса?
«Замечательными изобретениями и решениями нашей цивилизации» называл Святослав Рерих современные технические достижения. Однако все они могут быть обращены как на пользу, так и во вред, могут помогать человеку, а могут и уродовать его физически и духовно. Бездумно подчиниться ритму механических действий, допустить замену высоких идей гуманизма технократическими, узко утилитарными принципами жизнеустройства — значит потерять человеческий облик и дорогую каждому человеческому сердцу свободу творческого самовыражения. «Суперурбанизация лишает человека естественных для него условий жизни, — говорил Святослав Рерих, — калечит людей, уродует их психику».
<...> |
|
Картины «Я двигаюсь среди теней», «Мы сами строим себе тюрьмы», «Ты не должен видеть этого пламени» - последовательно развивают несколько иной аспект этой же самой глобальной проблемы человеческого существования, человеческой эволюции. Более конкретно этот аспект раскрывает одну из самых злободневных и до сей поры не решённых проблем нашей цивилизации. |