Картины С.Н.Рериха <<   O   >> сменить фон

Распятое человечество (Триптих)
1939-1942 гг.

С.Н.Рерих. Распятое человечество (Триптих). 1939-1942 гг.

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2427&size=3

           
Атрибуты картины

Название Распятое человечество (Триптих)
Год 1939-1942 гг.
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 153 x 276 см. (левая часть триптиха 153 x 92 см., центральная - 153 x 92 см., правая - 153 x 92 см.)
Источник Сайт Эстонского общества Рериха http://www.roerich.ee/
Примечание Крупное изображение с сайта http://iledebeaute.ru. По фото в музее, левая и правая части в нем перепутаны. Триптих (Левая часть "Освобождение" Инв. № 9621 II, 44182 КП. Центральная часть "Распятое человечество" Инв. № 9622 II, 44183 КП. Правая часть "Куда ты идешь, человечество? (Куда идет человечество?)" Инв. № 9623 II, 44184 КП.). Левая часть:В левом нижнем углу подпись и дата: S. Roerich. 39 (?).; центральная часть:Справа внизу подпись и дата: S. Roerich. 42.; правая часть:Справа внизу подпись и дата: S. Roerich. 42.

П.Ф.БЕЛИКОВ. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. Международный Центр Рерихов, М., 2004

...Центральное полотно триптиха – «Распятое человечество» - апокалиптически устрашающе. На нём изображена, без малого в размер всего полотна, фигура простёртого в распятии человека. Как будто бы и давно привычный образ, заимствованный из религиозной живописи. Однако непременный атрибут самого распятия – крест – отсутствует. Человечество распинает себя во времени и пространстве. Из разверстых небес низвергается на землю всеиспепеляющий огонь. Это вселенское жертвенное распятие показано на фоне шествия воинов, пылающих городов, толпы отчаявшихся, обречённых, взывающих к кому-то и свидетельствующих о чём-то людей. Центральное полотно трактует уже разразившуюся катастрофу, это – сегодняшний день, к которому неминуемо подвели нас предшествующие годы и из которого должен родиться день завтрашний.

Роковое прошлое находит себе место в панно под названием «Куда зашло человечество?». В тупике узкого ущелья – толпы людей, над ними нависли неприступные скалы, перед ними бездонная пропасть. Кто-то уже заглянул в неё и в отчаянии ожидает безжалостной воли судеб, исполнения заслуженного приговора. Человечество само подвело себя под распятие ужасами войны.

Заключительное панно триптиха – «Освобождение». Святослав Рерих, отвечая на выставках на вопросы зрителей, обычно давал этому полотну такое пояснение: «Это – война иного порядка, она выражает борьбу человека с самим собой, с тем множеством безобразных эгоистических «я», которые не дают ему подняться на более высокую ступень существования. Из хаоса необузданных вожделений, в упорной борьбе с ними рождается новый, освобождённый человек. Его светящаяся фигура вырисовывается в сфере направленных ввысь лучей. Это полотно как бы завершает основную мысль триптиха, которая сводится к тому, что без изжития уродливых проявлений собственного «я», без подлинного самоусовершенствования каждого человека человечеству не избежать повторения того, чему посвящены два других панно».

Эту заключительную картину триптиха, в которой изображены извивающиеся в муках самобичевания и самоочищения люди, можно сопоставить с образами из «Чистилища» дантовской «Божественной комедии». Но было бы преждевременным заподозрить Святослава Рериха в пессимизме, в проповеди страдания, через которое единственно достижимо счастье. Святослав Рерих всегда оптимистичен, он беззаветно любит жизнь и всё живое, он верит в человека настолько, что даже в ужасах войны провидит торжество правды, человечности, прогресса.

П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.115

П.Ф.Беликов. НА ВЫСТАВКАХ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
<...> Обход своей выставки, как правило, Святослав Рерих начинал с триптиха, всегда окруженного плотной стеной зрителей. Триптих создавался в 1939 — 1942 годах, и его тема была подсказана художнику второй мировой войной. Перед триптихом Святослава Рериха зрители стояли долго, горячо обсуждали его, отходили и опять возвращались к картинам. Голгофа триптиха (центральное полотно — «Распятое человечество») — апокалиптически величественна и устрашающа. Гигантская, без малого в размер всего полотна, фигура простертого в распятии человека. Над ним разверстые небеса, откуда низвергается на землю испепеляющий огонь. У ног распятого — две небольшие склоненные фигуры людей, как бы оплакивающих вселенскую жертву. На заднем плане — пылающие города, суровое воинство, толпа отчаявшихся, обреченных, взывающих к кому-то и свидетельствующих о чем-то людей. Все эти символические образы ассоциируются с военной трагедией и истолковываются без затруднений. Указывая на правую картину триптиха, Святослав Рерих говорил: «Это панно я назвал «Куда идет человечество». Оно написано перед самым началом войны в предчувствии грандиозной катастрофы. Люди зашли в тупик глубокого и узкого ущелья. По инерции в слепой покорности подходят они к краю пропасти. Некоторые уже заглянули в нее, и их лица выражают отчаяние и безнадежность. Центральное панно — это уже разразившаяся катастрофа. Миллионы безвинных жертв и искупление всеобщей вины человечества за те пороки, которые периодически приводят его к кровопролитиям. На левом панно изображена война иного порядка. Это борьба чело­века с самим собой, с тем множеством безобразных эгоистических «я», которые не дают ему подняться на более высокую ступень эволюции. Из хаоса необузданных вожделений, в упорной борьбе с ними вырывается новый, освобожденный, человек. Его светящаяся фигура вырисовывается на фоне направленных ввысь лучей. Это полотно как бы завершает ос­новную мысль всего триптиха, которая сводится к тому, что без изжития уродливых проявлений собственного «я», без самосовершенствования нам не избежать периодических повторений изображенного на двух предыдущих панно». Триптих Святослава Рериха — произведение глубоко философское. Триптих заставляет задуматься над вопросом — где же начинается каждая война и откуда может прийти конец всем войнам? И если в разгаре боя, перед лицом неумолимого врага, воин может думать лишь об уничтожении свирепого противника, занесшего руку над ним и всем, что для него свято, то теперь, стоя перед триптихом, он не может не задуматься и над тем, как избежать трагедии убийств, не может не почувствовать, что «линия фронта» проходит и где-то в его собственной душе, не может, наконец, не осознать, что будущее человечества во многом зависит от исхода борьбы на этих скрытых «индивидуальных фронтах» каждого без исключения человека.<...>

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика