Картины С.Н.Рериха <<   O   >> сменить фон

Вечный зов (Священная флейта II)
1955

С.Н.Рерих. Вечный зов (Священная флейта II). 1955

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2508&size=3

  
Атрибуты картины

Название Вечный зов (Священная флейта II)
Год 1955
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 91.5 х 152.2 см.
Источник Сайты ГМИНВ, roerich-heritage.ru и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/
Примечание Инв. 9582 II, 44143 КП

Е.П. МАТОЧКИН Индия Святослава Рериха. – Самара: Издательский дом «Агни». 2005.- 52с.: ил.

Тоже юг Индии. Картина из серии на темы местной жизни. Пастух играет... и женщина услышала звук этой флейты и остановилась. Пейзаж из мест, где мы живём на юге Индии. Вы видите эти предгорья, которые переходят в голубые горы. Дерево баньян. Оно обтекает черные камни, пускает корни от ветвей своих, и получаются самые фантастические узоры. Декоративные красные листья; облака ещё розовей — они отражают эту красную землю.

Н.Д. СПИРИНА Значение музыки в творчестве Святослава Рериха Журнал Восход : № 1 (189), Январь, 2010

...У Святослава Рериха гармония цвета и звука создаётся не нарочито, а выявляется путём интуитивного восприятия окружающих явлений.

«...Миф об Орфее, чаровавшем зверей и всё живущее своею дивною игрою»8, родственен многим народам и отражён в нашем русском Леле и в мифологическом индийском божестве Кришне.

По мысли С.Н.Рериха, образ Кришны включает идею Орфея. Он говорит о влиянии музыки на всё живое. «Музыка оказывает глубокое влияние на нашу жизнь. Вы не можете отделить это влияние. Это всё одно общее творческое выражение нашей жизни».

...В картине «Зов» (1955) звучит тема влекущей силы музыки, устремляющей к светлым просторам от тёмных и душных джунглей, куда направлялась девушка. Юноша останавливает её мелодией свирели, зовущей в дали прекрасного будущего.

8.Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 247.

Источник : http://voshod.sibro.ru/

П.Ф.БЕЛИКОВ. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. Международный Центр Рерихов, М., 2004

В 1960 году, в Ленинграде, обходя выставку в окружении зрителей, Святослав Рерих скупо охарактеризовал картину «Зов» (1955): «Картина из серии на темы местной жизни. Пастух играет на свирели, и женщина услышала эти звуки и остановилась. Пейзаж из мест, где мы живём на юге Индии. Вы видите предгорья, которые переходят в голубые горы. Дерево баньян. Оно обтекает чёрные камни, пускает корни от своих ветвей, и получаются самые фантастические узоры. Декоративные красивые листья. Розовые облака отражают эту прекрасную землю».

Не случайно художник уделил пейзажу больше слов, чем сюжету. Визуально он доминирует в картине, она дышит его яркими красками, живёт причудливыми формами, интересной композицией открытого дальнего плана в сочетании с приближенным изображением разветвлённого баньяна. Композиция делит картину на две равные части по вертикали. Контрастные по колориту, они вызывают у зрителя и два разных душевных настроя. Если говорить о «духе» пейзажа, то передан он с исчерпывающей убедительностью. Зритель целиком погружается в его специфическую атмосферу, ощущает себя в этом далёком, прекрасном, чарующем мире.

Между тем уже само название картины – «Зов» - наводит на мысль о её сюжетной канве, побуждает внимательнее присмотреться к её «действующим персонажам». В том, что именно «местная жизнь», а не «местный пейзаж» является стержнем произведения – сомнений у зрителя не возникает, и он сосредоточивает своё внимание на двух, мало выделяющихся на пейзажном фоне, человеческих фигурах. Это – женщина, спешащая под сень баньяна. Показана она художником вполоборота, со спины. И мужчина, играющий на свирели. Он также обращён спиной к женщине, и зритель не видит его лица. Сделав скороспелое заключение, можно прийти к выводу, что художник пренебрёг психологическим анализом главных героев произведения, не показал их душевных переживаний. На первый взгляд может показаться оправданным соблазн – повернуть пастушка лицом к зрителю, чтобы заглянуть ему в глаза. В бытовом жанре, так же как и в портрете, психологический анализ существенно дополняет внешний облик человека, голую очевидность события, подчас сводящую сюжет к простой занимательности. Между тем в картине «Зов» несомненно присутствует та многозначительность, которая магнитом притягивает к себе зрителя. В чём она выражается? Почему зритель так упорно старается постигнуть подлинную суть произведения, его «идею»? Почему он явно ощущает, что затронутая художником тема не ограничивается обычным эпизодом: пастушок заиграл на свирели, женщина случайно услышала и остановилась? Ведь внешне всё выглядит именно так! Однако если мы сумеем поставить себя на место этого пастушка, чей невидимый для нас взор устремлён к уводящим далям голубого горного горизонта, то и картина в целом предстанет перед нами в ином, подлинном её свете. Мы ощутим, что именно заставило пастушка излить в музыке свою душу. Мы задумаемся над тем – просто ли звуки свирели или предвкушение Великой Тайны, о которой они напомнили, пробудили в женщине трепет ожидания. Конечно, пастушок и женщина в этом произведении Святослава Рериха внимают не простенькой мелодии примитивного музыкального инструмента, а величественной симфонии властного Зова Бытия. Именно этот «Зов» преображает эпизодическую «случайность» сюжета, исключает какую-либо необходимость в психологическом субъективном анализе его «действующих лиц». Мгновение, подмеченное художником в «местной жизни», точное изображение «местного пейзажа» и «местных людей» на самом деле оказывается тем всеобщим мгновением, из которых складывается жизнь тысячелетий.

П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.150

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика