Картины С.Н.Рериха <<   O   >> сменить фон

Священная флейта IV
1968

С.Н.Рерих. Священная флейта IV. 1968

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2510&size=3

        
Атрибуты картины

Название Священная флейта IV
Год 1968
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 91.5 х 122.5 см.
Источник Сайты Государственного музея искусства народов Востока и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/
Примечание Инв. № 9606 II, 44167 КП.

Пояснение к картине С.Н.Рериха. СВЯЩЕННАЯ ФЛЕЙТА. 1968 Журнал Восход : № 10 (90), Октябрь, 2001

У Святослава Рериха имеется пять картин, посвящённых божественному пастушку Кришне. Из этой серии мы даём одну картину, где Кришна сидит на красной земле под оранжевым деревом Бугенвиллея. А по синему небу плывёт сказочное белое облако. Перед Кришной растёт куст агавы, а за ним слушает, как заворожённый, неземную музыку буйвол.

(Н.Д.Спирина)

«В Индии была игра, в которой каждый должен был назвать наибольшего героя. Один малыш назвал Кришну. Его начали укорять, говоря: "Кришна — Бог". Но малыш настаивал, что Кришна, прежде всего, герой, ибо он потрудился на пользу родины; также указывал, что Кришна знал язык животных. На это сказали — "Он играл и очаровывал диких зверей". Малыш настаивал — "Значит, Кришна знал и язык животных"».

(Надземное, 664)

Учёные утверждают, что цвет и звук — универсальные средства от всех зол. Красота и гармония усмиряли даже диких животных. Пусть же снова зазвучит священная флейта Бога Кришны.

Н.К.Рерих

С.И. ТЮЛЯЕВ Святослав Рерих. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1977. - 104 с. илл. (с.21-22)

...Видное место в искусстве Святослава Рериха занимает индийский эпос, в частности замечательна его трактовка легенд о Кришне, который почитается как божество любви и как прекрасный пастух; его изображают танцующим с гопи — прелестными женами и дочерьми пастухов — или играющим на флейте близ своего стада. В подобных картинах С. Рериха прошлое сливается с настоящим: это не удивительно, все предания и легенды древнего эпоса доныне широко живут в народе, события из жизни Кришны реальны в сознании народа и приближены к современности, они связаны с бытом, который в сельской Индии мало изменился к нашему времени.

В картине «Священная флейта» юноша Кришна играет на флейте. Его осеняют пышные ветви красивого ярко-золотистого дерева (по-индийски «гуль мохар» — «золотое дерево»). За кустом агавы остановился зебу, как бы прислушиваясь к знакомым звукам флейты пастуха. Овальное белое облачко оживляет небо: оно такое же нежное и чистое, как светлая, радостная и торжественно опустившаяся вокруг Кришны листва, образующая полупрозрачный шатер. Кругом обширная слегка холмистая местность. Одинокий пастушок и зебу сразу «населяют» пустынную природу своим присутствием, внося ощущение жизни, мира и глубокой человечности. Композиция искусно уравновешена, успокоена, ее ритм создан четким переходом от светящейся кроны к темной фигуре Кришны и от темно-зеленой агавы к светлой масти зебу. Легкое облачко плывет в небе как заключительный аккорд ритма всей картины.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика