|
|
|
...Исключительно интересна в смысле передачи динамики и ритма движения картина «Торопись» (1954). Вот как говорил об этом произведении сам художник: «Эту картину я рисовал для разрешения проблемы композиции не только в рисунке, но и в цвете. Я очень часто занимался проблемой динамики в картине; меня всегда интересовало то, как тона могут передать движение, что помогает этому. Сопоставление известных теней, тонов, баланс всей композиции»10.
...Вот ещё несколько картин, в которых решается проблема движения.
...«И мы приближаемся» — очень медленно и торжественно плывущая к заветной светлой цели ладья со стоящей в ней молитвенно устремлённой женской фигурой.
10. Стенограмма лекции С.Н.Рериха, прочитанной в Москве в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина 28.05.1960.
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |
|
«И мы приближаемся» - назвал художник большое полотно, созданное в 1967 году. На нём изображён величественный трансгималайский пейзаж с ледниковым озером. Минуя гранитные скалы, оставляя за собой мрак ночного горизонта, по нефритовой глади вод скользит чёлн с путниками. Перед ними открывается даль сияющих белоснежных вершин. Путь к свету открыт для каждого человека, для всего человечества. Гибель не предрешена, но час выбора жизни или смерти неизбежен для каждого живущего на Земле и для всего, населяющего нашу планету. Не пропустить этот час, не опоздать с выбором – вот к чему призывает Святослав Рерих своими социально значимыми, философскими произведениями.
П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.211
|
|
О приближении к новому миру необычайно выразительно рассказывает картина С.Н.Рериха «И мы приближаемся». Мимо мрачных окаменелостей прошлого к виднеющимся за ними зовущим сияющим далям приближается ладья с прозревающими грядущую светлую эру на планете Земля.
Н.Д.Спирина. Отблески, 2002 г., с.120
|
|
...В картине «И мы приближаемся» художник возвращается к гималайскому пейзажу в районе Кашмира, с широкой рекой на переднем плане. Зрителю кажется, что он стоит у самого берега полноводной реки. Ее стремительное, но плавное течение омывает подножье гигантской каменной глыбы на другом берегу. Правее виднеются снежные вершины с легкими изящными очертаниями. Они манят в светлую даль, создавая атмосферу сказочной сияющей страны, а река — путь в неведомое. Она быстро несет ладью с путниками. Один из них правит веслом, женщина, стоит выпрямившись и смотрит в даль, благоговейно прижав руки к груди. Река в горах опасна, но здесь она, вырвавшись из горных теснин, несет ладью счастья к заветной цели. В композиции и в цветовой организации картины соблюдено свободное равновесие различных частей: сглаженных очертаний монолитной прибрежной скалы и легких линий далеких остроконечных белых вершин, водной глади и нагромождений камней, скал и гор. Великому безмолвию природы противостоят присутствие путников в ладье. Чистая зеленовато-голубая вода подчеркивает разнообразие красок горных пород. Все контрасты сильны, но мягки и гармоничны. Ритм линий, очерчивающих контуры дальних гор и камней, поистине музыкален. Горы не кажутся такой осязаемо-материальной земной твердью, как у Николая Рериха, они легки и цвета их нежнее, что характерно для пейзажей Святослава Николаевича. |