...Большой интерес на выставках вызывала картина «Тени прошлого» (1944) – под старинными сводами лёгкая вереница фосфоресцирующих силуэтов. В беспокойном, суетливом движении они как бы манят зрителя за собой к какой-то скрытой от нас тайне. Но, вглядываясь пристальней зритель замечает, что эти человеческие силуэты – только зыбкая тень внешних покровов, только пустые оболочки. Кто же позволяет этим теням хозяйничать в человеческих душах и, в свою очередь, опустошать их? Нелепо думать, что «тени прошлого» - безобидная приверженность к закостенелым привычкам или игра в «туманную мистику». Нет, «тени прошлого» действительно существуют и тянут нас назад. Проходить мимо них с высокомерием не верящих в сказки с «приведениями» - значит преступно потакать их тёмному влиянию в сегодняшней жизни. Картина тревожит зрителя, заставляет его задуматься над тем, а что он сам сделал для изгнания «теней прошлого» из своей жизни, из своей собственной души? Может быть, его лопата с землёй над их могилой была недостаточно полновесной, и, покинув царство мёртвых, они всё еще бродят среди живых?
П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.133