Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Город строят
1902

Н.К.Рерих. Город строят. 1902

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=260&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Город строят
Год 1902
Серия Начало Руси. Славяне (и варяги) (задумана авт., но не воплощенная серия)
Где находится Государственная Третьяковская галерея. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, масло. 156,2 x 265,3 см.
Источник Сайт Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № 1618, Уч.оп. 1618. См. Эскиз к картине
Все работы по данной теме

Н.К. РЕРИХ Город Строят

(фрагменты статьи Н.К.Рериха «Строение»)*

...Была у меня картина «Город строят». В ней мне хотелось выразить стремление к созиданию, когда в разгаре сложения новых твердынь нагромождаются башни и стены. С тех пор радостно было возвращаться к тому же понятию созидательства, которое является естественным противоположением разрушению. (…) В наши дни, когда мы пережили столько разрушений, каждое строительство является особо ценным. Ещё недавно нам твердили разные житейские мудрецы, что мир находится в агонии материальной депрессии, материального небывалого кризиса и потому всякое строительство неуместно. (...) Кризис мира вовсе не материальный, но именно духовный. Он может быть исцелён лишь духовным обновлением. (…) …Сейчас весь мир неслыханно резко разделился по черте света и тьмы, созидания и разрушения. (…) Тем драгоценнее именно сейчас видеть строительство. Ведь мы знаем, какими трудностями сейчас окружён каждый строитель, каким подвижником должен он быть, чтобы перебороть натиски разрушения, хаоса, тьмы. Правда, тьма рассеивается от света, но ведь этот свет должен быть интенсивнее тьмы, чтобы рассеять её. (…)

…Каждое создание приносит с собой и сотрудничество. В этом звучном понятии, произнесёте ли вы его по-русски, как сотрудничество, или в иностранной форме, как кооперация, заключены живые основы, противостоящие силам разрушения. (…) Эволюция строительства и сердечный язык человечества могут сказать своё решающее благое слово. «Поможем строителям», — в этой простой готовности будет разрешение множества житейских проблем. Французский земледелец говорит: «Когда постройка идёт, всё идёт!»

* Рерих Н.К. Священный Дозор. Харбин, 1934. С. 80-83.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• В прекрасном полотне Третьяковской галереи «Город строят» 1902 года видно совсем новое лицо художника — вся картина полна бодрого весёлого ритма, поют её белые, синие и светло-коричневые колера, положенные крепкими "квадратными" как мозаичными мазками (сколько удивления и недоумения вызвали они, законные и нужные, в своё время). Тут хорошо сказалось мудрое стремление мастера к той экономии средств выражения, которую принято у нас называть "примитивизмом" — художник "скупо" и "ладно" строит свою картину (так же ладно, как древние плотники в белых рубахах строят высокие городские башни), каждая линия, каждый мазок на счету, всё складывается в гармонию сильную и простую [26, с.18].

• Н.К. Рерих по существу великий оптимист и боец. Он не мирится с уходом красоты из жизни. Красоту надо возродить — вот его лозунг, надо привести её в жизнь, разлить в мире. И он с готовностью принимает предложение княгини Тенишевой Марии Клавдиевны — поработать в её мастерских, в селе Талашкино Смоленской области.

Талашкино — это удивительный оазис того времени, это попытка возродить наряду с настоящим искусством и прикладное, столь почему-то официозно презираемое, искусство. Княгиня Тенишева, поклонница старой Руси и старого искусства, устроила в своём имении обширную мастерскую, где работали над различными видами прикладного искусства такие художники, как Якунчикова, Врубель, Степлецкий и другие.

Н.К. Рерих писал о Талашкинской артели:

“В Талашкино широко переплелась хозяйственность с производством; усадебный двор с теремами; старописный устав с последними речами Запада. На окрестное население ложится вечная печать переосмысливания жизни... У священного очага, вдали от города, творит народ вновь обдуманные предметы, без рабского угодства, без фабричного клейма, творит любовно и доступно... Сам Микула вырывает из земли красоту жизни...”.

Делание, стройка — вот новые слова, новые смыслы, которые входят отныне накрепко в работу Н.К. Рериха, всегда страстную и самозабвенную. И как новый знак этого в 1902 году явился новый образ Рериха, ткущий свои нити дальше и дальше... Рерих заканчивает свою картину “Город сторят ” (она ныне находится в Третьяковской галерее в Москве).

Это то же движение, тот же порыв, что и раньше, но порыв уже размеренный, связанный с расчётом, с материалом. Перед нами картина деятельной стройки, кипучей работы. Строят город — картина, вдохновляющая и старое и новое время... Более того — вдохновляющая в древности и апостольскую церковь. У апостольского мужа Ерма, упоминаемого у Апостола Павла, имеется в одном творении создание церкви в виде строительства башни, в образе общей кипучей работы. И у Рериха в этой картине мы видим, как на бревенчатых стенах созидаемого города копошатся мужики-строители, видим лошадей, тянущих свои грузы наверх... идёт работа, идёт преодоление силы земной тяжести, косности, идет строительство, как и жизнь, как рост — всегда тянется вверх. Кипит работа — идет великое дело.

Рерих влился в работу Талашкина, не пожалел себя, пошёл на прикладное дело, понёс красоту в жизнь, в простоту, в толпу, в народ. Он даёт целый ряд эскизов мебели, для резьбы, для прикладных работ в Талашкинских мастерских [5, с.37, 38], [26, с.217, 218].

• Стасов... сурово оценил страшно неудачную картину “Город строят ”.

Одновременно Рерих записывал: “Суриков чуть просто не до слёз тронул меня — таких хороших вещей наговорил. Серов таинственно намекает автору, что картина, должно быть, в Петербург не вернётся, а Серов — член того совета, что руководит Третьяковской галереей после смерти её основателя.

... Председатель думской организационной комиссии,... Муромцев, выражает недоумение по поводу покупки картины Рериха.... Остроухов посылает ему письмо: “...Рерих — художник талантливый, выдающийся, уже давно, ещё при покойном Павле Михайловиче, получивший своё почётное место в нашей галерее.

С тех пор продолжает неустанно работать, ища и развиваясь. Его прошлогодняя картина приобретена музеем Александра III. Картину этого года приобрели мы. Она нова и оригинальна, и, по нашему разумению, должна быть обязательна приобретена. В ней Рерих, страстный археолог, опять, как всегда, трактует мотив из доисторических, “антропологических” времён старой Руси. Сообразно с новизной мотива, сообразно с содержанием его, он смело привлекает в картине своей и особую манеру, широкую, “эскизную”.

Я затрудняюсь прямо ответить на ваш вопрос: “Так ли строили города тогда?” — Не знаю. Но талант художника меня лично заставляет верить, что так. Я скорее усомнился бы, так ли произошла сцена убийства сына Грозным, потому что чувствую на полотне Репина театральный эффект, застывшую и скомпонованную позу “живой картины”, как в “Помпее” Брюлова, в “Княжне Таракановой” Флавицкого, в “Тайной вечере” Ге, как в целом ряде признанных и достойных произведений предшествующей эпохи (нарочно беру крупнейшие и ценнейшие явления в русском художественном творчестве).

Теперь стремление к простоте и обобщению интенсивнее. И мотив Рериха проще и потому правдивее, ну, хотя бы невольно напрашивающегося на сравнение тоже “доисторического” мотива Виктора Васнецова “Каменный век” (опять одно из первоклассных созданий мастера и времени).

Я одинаково люблю и ценю Рериха и Васнецова, даже мои личные симпатии больше на стороне последнего (оно и понятно: заслуга его полнее и более выражена, чем молодого Рериха; в этой области у нас Васнецов-Bahnbrecher).

Но, сравнивая рериховский “Город ” с васнецовским “Каменным веком ”, я не могу не отметить следующего.

Задачи — одинаковы. Как тот, так и другой художник воскрешают седую, доисторическую старину... Научных данных очень мало, неоспоримых нет... Создают проникновением, провидением... Сюжет такой не может быть передан так осязательно реально, как “Чаепитие в Мытищах ” или “Сватовство майора”.

Рерих очень тонко и разрешает задачу. Он как бы намечает сюжет, отвечая за общее и не показывая деталей, которых ни он, никто другой не знает. И даёт большой картине трактовку эскиза. Главное — всё налицо, мощно и крепко выраженное; деталей нет, они не нужны, были бы ложны и спутывали бы правдивое впечатление общего, возбуждая лишь недоверие к нему.

Они не нужны и по другой причине. Задача такова. Пещеры брошены, культура развилась до первичных форм общины — люди “Строят город ”. Тема ещё “антропологическая”. “Личность” ещё не появлялась. Жили люди, как муравьи, что ли. И строили свою муравьиную кучу с той же суетнёй, с той же муравьиной энергией, расторопностью и безличностью, под тем же солнцем, которое и нам светит, среди той же природы, в которой, тысячелетие спустя, родились и мы с нашей цивилизацией. Какой интерес и художнику и зрителю рассматривать каждого отдельного муравья? — все одинаковы, все в белых рубахах! Бутят себе фундамент здания, в котором мы теперь живём с нашим комфортом, — вот и всё. И верится картине, и нет ничего, чтобы нарушило иллюзию ненужными, сомнительными деталями.

Посмотрите у Васнецова. Эпоха ещё более далёкая. А я так не верю знаменитой картине Исторического музея, как верю рериховскому полотну. Вот в моём личном собрании есть эскиз “Каменного века” Васнецова — тому я верю безусловно и иначе сцены себе представить не могу. Всё потому же. В таком сюжете деталь должна быть передана до вероятия точно, не возбуждая ни малейших сомнений, или сознательно обойдена, как у Рериха, или не выработана, как в моём эскизе Васнецова. А то что же выходит? Все люди композиции “Каменный век ”, написаны в размер натуры, все — в позах и с выражениями несомненно современных нам людей, как ни старался художник рядить их в шкуры и меха. Все чистенькие снаружи и все очень талантливые актёры внутри. И я им не верю, как не верю реализованным на сцене Фафнерам и Зигфридам в вагнеровских операх, глубоко проникаясь этими образами в звуках...

Картина Рериха, как почти всё новое, смелое, талантливое, не имела при появлении своём успеха в публике. Её понял, оценил и полюбил, как всегда, пока лишь небольшой кружок людей, действительно любящих и чувствующих искусство, живущих им. Тем приятнее мне отметить положительные отзывы о ней в печати двух чутких и разных людей — старика Суворина, остановившегося во всём ряде выставок минувшего сезона на этой картине, и В. Розанова... [8, с.68-71].

• Картина “Город строят ” своей новизной, декоративностью, импрессионизмом вызвала противоположные мнения критиков, но была высоко оценена художником В.А. Серовым и рекомендована им совету Третьяковсой галереи для приобретения.

“На высоком берегу широкой полноводной реки воздвигаются прочные стены и башни из крепких брёвен и досок. Солнце клонится к закату, окрашены тёплым коричневым цветом деревянные срубы. Длинные густые тени ложатся на землю. Бодрым ветром тянет с реки, и споро идёт работа у людей в белых льняных рубахах. Сам князь наблюдает за постройкой... Может то Ярослав Мудрый, что и начал ставить города на Руси?” [13,с.12].

• Вспоминаю, как во время выставки Мира Искусств 1903 года, поздним вечером, я совершенно перестроил свою картину “Город строят ”. К полночи пошёл к Дягилеву. Увидев перестроенную картину, он схватил мою руку: “Ни одного мазка больше; вот это сильное выражение! Долой академические формы!” [19, с.162].

• Красен красный, вековой бор — шумят думные кедры — не двинется, не шелохнётся; и лишь падают шишки к замшелым корням, да живая каплет смола с молодых ёлок. Полднем, как в полночь. Только там, меж вершин, видно ясное небо и гуляет ветер-вершинник.

На угоре дремуч бор.

Шумят думные кедры.

В заповедное, где ж`ила (т.е. жилья — ред.) человечья не бластилось, и сам дебреный зверь загужался, пришли белые старцы, а за старцами белой станицей чадь с топорами.

Сном не ведали сосны, на-вести елям не провестил вершинник.

А как забуранит — под топором пласнулась ель, бахнулась с шумом сосна — в чаще вереск и треск.

И шумели, шумели думные кедры.

Поредел дремуч бор нехожаный.

На заре прошла просека. И желтел песок у холодного моря. Потянуло с холодного моря. Белая берёза заплакала.

Где скрыть тёмная? Нет провалища! Раставрался бор.

На вольготе — склоть, день-деньской копошатся.

Там рыли канавы, взрывая вековой чернозём, по серебрушку срубы вели, клали в крест венцы башен, сводили крыши в стрелу.

И одаль от холодного моря тянулись на шняках и барках великие белые камни — основа твердыни великой России.

Уж оживали стены укрепы и башни.

Башни расщурили тёмные огни, и в бойницах мелькал глаз человечий.

А над башнями реяли тёмные птицы [26,с.62]

• В далёкие времена город не мыслился без крепости, строить город значило, прежде всего, возводить крепостные стены. Картина полна напряжения, динамизма. Высоко поднялись мощные крепостные башни. Между ними вьётся крутая дорога. У фундаментов, на лесах, крышах, дороге — всюду плотники в белых холщёвых рубахах. Дружно, энергично возводят они новый город, строят жилища. Белые, синие, светло-коричневые краски положены квадратными, и как бы мозаичными мазками, напоминающими манеру письма Врубеля. Они вносят в картину ещё большее напряжение и динамику. Гимном простым людям, труженикам и созидателям земли русской звучит это произведение.

“Город строят ” вызвал в своё время большие споры. Зрителей более всего удивляла самобытная манера письма. По достоинству картину смогли оценить тогда немногие, и, прежде всего, В.Серов, настоявший на приобретении её Третьяковской галереей [27,с.62,63].

• “... было замечательно в этих вещах сочетание явно выраженной “стильности” с большой правдивостью. Недаром писал В.В. Розанов о картине “Город строят”...:

“Если неосторожно стать близко к картине, то увидишь вместо людей какие-то белые пятна, а на надлежащем расстоянии “Город строят” даёт впечатление такой живописи, что хочется потянуть носом воздух, чтобы услышать чудный запах свежераспиленной сосновой доски”. Этими словами Розанов хотел выразить то удивительное сочетание импрессионистской выразительности с реалистической силой, какие составляют отличительную особенность рериховского стиля. [26, с. 258].

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

5. Вс.Н.Иванов. “Рерих. Художник, мыслитель”.Рига, 1937г., 101с. Репринтное издание, Рига, 1992г.

8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с.

13. Н.К.Рерих. Из собрания Государственной Третьяковской галереи, М, “Изобразительное искусство”, 1989г.

19. Н.К.Рерих. Держава Света. Священный дозор. Рига, Виеда, 1992г., 385 с.

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.

Фрагмент книги "И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

Город строят

Вспоминаю, как во время выставки Мира Искусства 1903 года, поздним вечером, я совершенно перестроил мою картину «Город строят». К полночи пришел Дягилев. Увидев перестроенную картину, он схватил мою руку: «Ни одного мазка больше; вот это сильное выражение! Долой академические формы!»

Н.Рерих. Держава Света. Венок Дягилеву

Тридцать лет тому назад, - пишет художник, - была у меня картина «Строят город». В ней мне хотелось выразить стремление к созиданию, когда в разгаре сложения новых твердынь нагромождаются башни и стены. С тех пор радостно было возвращаться к тому же понятию созидательства, которое является естественным противоположением разрушению.

Н.Рерих. Священный дозор. Строение

Наконец, строили город. И на строительстве поклон великому народу русскому.

Так ждалось, так предвиделось и так увиделось. «Город строят!» И какой чудесный, мощный! Не в суеверии, но в знании прислушался народ. Приложил к земле ухо богатырское. Осмотрел в кулак холмы окрестные. Собрались народы союзные, строить решили. Чаша неотпитая!

Н.Рерих. Сказки. Великому народу русскому

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

...Рерих, живописуя историю древних славян, создавал картины, в которых ключом кипит дружная работа: «Строят ладьи» (1903), «Славяне на Днепре» (1905), «Волокут волоком» (1915) и особенно «Город строят» (1902), где, кажется, физически ощущается ритм труда и рост воздвигаемых крепостных башен. В этих полотнах Рериха с необычайной силой воплотился пассионарный дух древних русичей, устраивающих себе доброе гнездо. Произведения эти стали своего рода символами созидающей мощи народа. Личность как таковая тут не важна, тут важен её вклад в общее соборное начало. «...Все одинаковые, все в белых рубахах», – говоря словами И.С. Остроухова, – строят ладьи или город с «муравьиной энергией, расторопностью и безличностью» 19.

Поразительно видеть в большом полотне молодого Рериха «Город строят» некоторые параллели с произведениями Леонардо. В рисунке «Способ производить работы быстро» Леонардо нашёл оригинальное изобразительное решение для передачи согласованного действия людей, выкладывающих стену. В композиции рисунка можно отметить три принципиальных момента. Во-первых, это явно выраженный динамический вектор. Он обусловлен сцепленностью движения: руки одного персонажа передают камни другому, а те в свою очередь – третьему. Во-вторых, результирующий эффект от совместных усилий цепочки людей выстраивается художником по возрастающей линии; эта доминантная диагональ как бы символизирует собой завоевание высоты. И наконец, движение на этом не заканчивается; оно продолжается в другом направлении фигурой землекопа, изображённой в верхнем ряду.

У Рериха идея леонардовского рисунка получает дальнейшее художественное развитие, реализуясь на конкретном историческом материале и облекаясь в живописно яркие и выразительные образы. Общечеловеческий смысл и национальный колорит составляют их крепкую убедительную основу. Рерих на полотнах «Славяне на Днепре» и «Город строят» использует тот же принцип построения композиции с помощью цепочки людей, по которой как бы передаётся энергия созидания. Она находит своё завершение в наполняющихся трюмах славянских судов и в растущих срубах деревянного кремля.

В картине «Город строят» фигурируют две ленты композиционного движения. Обе они начинаются на переднем плане из правого нижнего угла. Одна из них, левая, организована аналогично леонардовскому решению и начинается с двух грузчиков, несущих бревно. Эта «сцепленная» динамика продолжается далее по диагонали вверх до башни и затем, развернувшись, снова набирает высоту по другой диагонали.

Другую, правую ленту можно сопоставить ещё с одним рисунком Леонардо. В нём он расположил фигуры землекопов по плавной дуге. Ход этой дуги Леонардо останавливает идущим навстречу пахарем с волами. Рерих в своей картине примерно так же располагает своих копателей. Начатое им движение отражается затем от башни и далее вьётся вверх. Белые рубахи мужиков своими вспышками намечают этот путь. В итоге и справа, и слева устремляются вверх две ленты, которые, в сущности, являются проекцией на плоскость пространственной спирали – символа эволюционного развития человечества. Единение рабочего люда в общей строительной задаче выступает у Рериха как мощный фактор прогресса, как вдохновляющий образ созидательного порыва. «Народы понимают, – писал Рерих, – что не в золоте дело, а в живом преуспевающем труде. И творчество нарастает в мощном огненном ритме» 20.

19.Полякова Е.И. Николай Рерих. М.: Искусство, 1973. С. 70.

20.Рерих Н.К. Из литературного наследия. С. 229.

Н.ВАСИЛЬКОВА Журнал Восход № 11 (151), Ноябрь, 2006 Николай Рерих и древняя Русь

...В 1902 году Рерихом была создана картина «Город строят». На фоне строящегося светлого града, среди строителей в белых одеждах, выделяется князь в красном плаще, под руководством которого разворачивается грандиозное строительство — не просто возводится город, но строится и слагается славное будущее Великой Руси.

Вот что писал сам художник: «...Картина «Строят город». В ней мне хотелось выразить стремление к созиданию, когда в разгаре сложения новых твердынь нагромождаются башни и стены. (...) В наши дни, когда мы пережили столько разрушений, каждое строительство является особо ценным»22. «Так ждалось, так предвиделось и так увиделось. «Город строят!» И какой чудесный, мощный!»23

«Там, где строят — там не разрушают. Каждое строение есть умножение блага. «Когда постройка идёт — всё идёт»»24.

«Почему все строители в белых одеждах? У Рериха ничего случайного нет, — сказала Наталия Дмитриевна Спирина, — значит, это люди с чистыми помыслами, не для себя строящие, не для корысти... а строящие ради общего блага».

Этой картине Н.Д.Спирина посвятила стихотворение.

ГОРОД СТРОЯТ

Мы строим город небывалый,

Одежды белые надев,

Не ради власти или славы —

Во имя блага всех людей.

Мы строим и не отступаем

От трудностей и от преград;

Свой труд за счастье почитаем,

Не ждём похвал или наград,

И не боимся поношений.

Мы знаем — в город тот придут

Посланцы новых поколений,

Которых неотложно ждут 25.

--------------------------------------------------------------------------------

22 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 241.

23 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 334.

24 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. С. 535.

25 Спирина Н.Д. Отблески — 2002. Новосибирск, 2003. С. 109.

Источник : http://voshod.sibro.ru/

П.Ф. БЕЛИКОВ. Творчество Н.К.Рериха. Сборник "Непрерывное восхождение". МЦР, Мастер-Банк. Москва, 2001. Т.1

«Город строят». Вспоминая эту картину, художник всегда говорил: «Постройка идет — все идет».

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во "Агни", 1996. - 3-е изд., доп.)

Ратовал Серов, наряду с Дягилевым, и за приглашение Рериха на выставки "Мира искусства". Приглашение, наконец, было принято. Рерих дал свои произведения на выставку 1902 года в Москве и 1903 года в Петербурге. Среди них была только что законченная картина "Город строят".

Перед самым вернисажем Николаю Константиновичу захотелось кое-что переписать в картине. Дягилев, узнав об этом, прибежал на квартиру Рериха среди ночи и застал его в мастерской у мольберта. Взглянув на полотно, Сергей Павлович схватил художника за руку и воскликнул:

- Ни одного мазка больше! Вот это сильное выражение! Долой академические формы! Полотно поразило Дягилева смелыми, крупными, "врубелевскими" мазками, темпераментностью письма, широкой, "эскизной" манерой исполнения. На близком расстоянии картина вообще не смотрелась, но стоило отойти на несколько шагов, как она оживала. Николай Константинович оригинально решил исторический сюжет, найдя мощное выражение тому духу созидания, который поднимал на большие дела людей, руководимых общинными интересами. Не случайно высоко оценил картину В. Суриков. После вернисажа Рерих записал в дневнике: "Суриков просто чуть не до слез тронул меня -таких хороших вещей наговорил... Если бы он знал, какую радость он мне доставил!" По настоянию Серова картина была приобретена в Третьяковскую галерею. Но "Город строят" был встречен доброжелательно не всеми. Столичная пресса негодовала, считая чуть ли не кощунством приобретение картины для Третьяковской галереи. Не выдержал и Стасов. В статье "Две декадентских выставки", написанной по поводу выставок "Современное искусство" и пятой выставки "Мира искусства", он впервые публично обрушился с острой критикой на Рериха, сравнивая его с ласковым теленком, который, по известной русской пословице, "двух маток сосет". Как Николай Константинович в свое время предполагал, так и случилось. Но доброе отношение критика к художнику осталось неизменным. Не прошло и года, как в одном из писем к Николаю Константиновичу Стасов заявляет: "Вас не ругал, не ругаю и не собираюсь ругать - не за что! А кто Вам сказал вздор и клевету, тому...", далее следует одно из сильнейших стасовских выражений. Дебют Николая Константиновича на выставках "Мира искусства" совпал с ликвидацией самой группировки.

В.С.КЕМЕНОВ. Николай Константинович Рерих. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

В 1902 году Рерихом написана картина «Город строят». На зеленом холме, стоящем на слиянии двух рек, возводятся укрепления, стены и башни. Кипит работа. Группы людей в белых холщовых рубахах объединены ритмом дружного труда: одни роют землю, другие пилят лес и обтесывают бревна, третьи носят и укладывают венцы. На фоне желто-золотистых деревянных башен везде — снизу доверху картины — мелькают фигуры этих древнерусских строителей. В картине крепкий рисунок, горячий колорит, в ней присутствует что-то бодрое, сильное, веселое. Словно воздух, нагретый солнцем, пахнет смолистой стружкой, и с синевы речных просторов доносятся порывы свежего ветра.

В этом полотне Рерих нашел новый, необычный прием. Художник вспоминает, что накануне выставки «Мира искусства» (1902) поздним вечером он совершенно перестроил свою картину. За работой его застал Дягилев и уговорил не трогать больше ни одного мазка. Картина такой и осталась — без тщательной отделки, похожая на большой этюд. Но благодаря этому у зрителя создавалось впечатление, будто художник писал с натуры, будто на его глазах росли стены и башни и он длинными мазками, без отделки спешно наносил увиденное на холст,— впечатление достоверности, покоряющей убедительности. Стасов, правда, был недоволен, раскритиковал картину. Зато похвалы Сурикова чуть не до слез тронули Рериха. Серов и Остроухов приобрели картину для Третьяковской галереи.

Н.СОКОЛОВА «Автор листов дневника». «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

В рыже-золотистых, насыщенных тонах Рерих пишет одну из лучших своих картин «Город строят», где впервые, пожалуй, с такой убедительностью показан труд славянина. Фигуры людей, как обычно у Рериха, невелики — в картине царит деревянный многобашенный город, но в ней улавливаются слаженный трудовой ритм, радость творчества.

Л.В. КОРОТКИНА. Николай Константинович Рерих. СПб.: "Художник России", "Золотой век", 1996. - 192 с., ил.

Гимном созидательной жизни людей далекой древности стали картины 1902 и 1903 годов - "Город строят" и "Строят ладьи". Кипучая, деятельная атмосфера строительства передана сложным ритмом фигур в белых одеждах. Сдержанная, красивая гамма цвета построена на коричневых, желтых и белых тонах с добавлением красного. Художник умело использует традиции народного творчества, воспринимая его жизнеутверждающую основу. В картинах на тему языческой Руси Рерих сумел передать дух истории, опоэтизировав ее своим художественным видением. Эмоциональность, умение создать настроение в картине остаются характерными чертами творчества Рериха и в последующие годы.

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих / Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

В прекрасном полотне Третьяковской галереи «Город строят» 1902 года видно совсем новое лицо художника — вся картина полна бодрого, веселого ритма, поют ее белые, синие и светло-коричневые колера, положенные крепкими «квадратными», как бы мозаичными мазками (сколько удивления и недоумения вызвали они, законные и нужные, в свое время). Тут хорошо сказалось мудрое стремление мастера к той экономии средств выражения, которую принято называть у нас «примитивизмом» — художник «скупо» и «ладно» строит свою картину (так же ладно, как древние плотники в белых рубахах строят высокие городские башни), каждая линия, каждый мазок на счету, все складывается в гармонию сильную и простую.

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

Идею строительства Рерих вкладывает в одну из первых своих картин «Город строят» (1902), решенной в золотистой, звучной цветовой гамме. Соборно, всем миром, с энтузиазмом трудятся древние славяне, возводят высокий, до неба, деревянный город с многими башнями.

А. ШУСТОВА Символ Светлого Града в творчестве Н.К. Рериха. Журнал Восход: № 11-12 (187-188), Ноябрь-декабрь, 2009

В представлении древних город — это также место, где боги могут спускаться на землю и благословлять его жителей, поэтому городское пространство в древности всегда освящалось. В нём человек должен приобрести способность общаться с Высшими Силами, с богами. Богиня-градохранительница считалась посредницей между мирами людей и богов. Как известно, существовали специальные ритуалы закладки города, причём древние города всегда возводились в особых местах. Именно поэтому Рерих часто изображает город на возвышенном месте, в горах.

Замечательна картина Н.К. Рериха «Город строят», написанная в 1902 году. В ней отражена сцена строительства мощного деревянного города с башнями. Главное в картине — это дух созидания, творения, и художник прекрасно передаёт пафос творческого действа. Мы буквально слышим звук топоров и пил, чувствуем дыхание рабочего люда, одетого в белое. Символичен белый цвет, Рерих подчёркивает им святость предпринятого соборного труда, созидания города, этого священного пространства, малого космоса.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Город строят.

Н.К.Рерих очень любил французскую поговорку; "Когда стройка идет, тогда всё идет". В идею строительства он вкладывал очень большое значение. Строительство - это культурное созидание, это движение вперед, это творчество во благо. На картине подробно изображена кипучая работа - город строят, возводятся стены, перекрытия, дома... "На строительству поклон великому народу русскому. Город строят! И какой чудесный, мощный! Не в суеверии, но в знании прислушался народ. Приложил к земле ухо богатырское. Осмотрел в кулак холмы окрестные. Собрались народы союзные, строить решили. Чаша неотпитая. Открыла земля недра. В обновленном мышлении русский богатырь Иван Стотысячный встретил восход Красна Солнышка",- писал художник в статье "Великому народу русскому". Эта картина входит в серию "Славяне".

В.ИВАНОВ Рерих — Художник-Мыслитель/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Делание, стройка — вот новые слова, новые смыслы, которые входят отныне накрепко в работу Рериха, всегда страстную и самозабвенную. И как явный знак этого в 1902 году уже явился новый образ Рериха, ткущий свои нити все дальше и дальше... Рерих заканчивает тогда картину «Город строят» (ныне в Третьяковской галерее, в Москве).

Это то же движение, тот же порыв, что и раньше, но порыв уже размеренный, связанный с расчетом, с материалом... Перед нами картина деятельной стройки, кипучей работы. Строят город — картина, вдохновляющая и старое, и теперешнее время... Более того — вдохновляющая в древности и апостольскую церковь. У апостольского мужа Ерма, упоминаемого у Ап. Павла (Рим., 16, 14), имеется в одном творении строительство церкви в виде строительства башни, в образе общей кипучей работы. И у Рериха на этой картине мы видим, как на бревенчатых стенах созидаемого города копошатся мужики-строители, видим лошадей, тянущих грузы наверх... Идет работа, идет преодоление силы земной тяжести, косности, идет строительство, а строительство, как и жизнь, как рост, всегда тянется вверх. Кипит работа, идет великое дело.

И недаром писатель Алексей Ремизов давно, давно отозвался на эту картину такими вещими словами:

«На вольготе — склоть, день-деньской копошатся.

— Там рыли канавы, взрывая вековой чернозем, по серебрушку срубы вели, клали в крест венцы башен, сводили крышу в стрелу.

— И одаль от холодного моря тянулись на шняках и барках великие белые камни — основа твердыни великой России.

— Уже оживали укрепы и башни.

— Камни расщурили темные очи и на бойницах мелькал глаз человечий.

— А над башнями реяли темные птицы!»

Э.ГОЛЛЕРБАХ Искусство Рериха/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

По возвращении Рериха в Россию на весенней академической выставке 1902 года появились его «Зловещие», «Идолы», «Заморские гости» и «Красные паруса», картины, заставившие публику усиленно говорить об их авторе. Чем-то свежим и новым веяло от них, от широкой и звучной их декоративности, от пронизывающей их строгой грусти, их таинственного проникновения в область давно минувшего. И еще: было замечательно в этих вещах сочетание явно выраженной «стильности» с большой правдивостью. Недаром писал В. В. Розанов о картине «Город строят» (появившейся в 1903 году на выставке «Мира искусства» и приобретенной, под шум неодобрительных толков, Третьяковской галереей): «Если неосторожно стать близко к картине, то увидишь вместо людей какие-то белые пятна, а на надлежащем расстоянии «Город строят» дает впечатление такой живости и натуральности, что хочется потянуть носом воздух, чтобы услышать чудный запах свежераспиленной сосновой доски». Этими словами Розанов хотел выразить то удивительное сочетание импрессионистической выразительности с реалистической силой, какие составляют отличительную особенность рериховского стиля.

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 2: 1902–1906 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова;Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб. : Фирма Коста, 2005. 558 с.[1] л. портр. ISBN 5

Н. Шебуев

Негативы

Крупнейшим событием сегодняшнего художественного дня является выставка «Мира искусства».В первый раз дягилевцы попадают в Москву и притом с такою богатою коллекциею картин, какой Петербург ещё не видал. До трёхсот полотен заключают в себе и такие произведения, которые экспонировались на выставках предыдущих лет. Выставка в целом произведёт на москвича ошеломляющее впечатление, до того много необычного увидит он.<…>

Во второй зале останавливает внимание Рерих. Помните его «Воронов» на прошлогодней Весенней выставке? Много будут говорить об его серии из шести картин, изображающих «Скандинавскую Русь», «Очаг», «Старцы», «Заморские гости», «Поход», «Город строят».

«Заморские гости», если не ошибаюсь, были в прошлом году на Весенней академической выставке, так что москвичи по ним могут себе составить [мнение], насколько интересна вся серия. <…>

Русское слово (Москва). 1902. 15/28 ноября. № 315. Пятница. С. 2.

Выставка картин журнала «Мир искусства»

Сегодня в новом доме Грачёва, на Петровке, открывается выставка картин журнала Мир искусства, и вчера спешно заканчивались работы по размещению картин в трёх обширных залах, под личным руководством С. П. Дягилева и многих художников, в том числе: В. А. Серова, К. А. Коровина, а также представителя Третьяковской галереи И. С. Остроухова. <…>

В третьем зале из массы картин выделяются крупные полотна Н. Рериха, написанные на темы из сказочного и древнерусского мира ...

Представителем Третьяковской галереи решено пока приобрести для галереи только три картины: Бенуа «Павловский дворец», Рериха «Город строят» и «Демон» Врубеля (эскиз).

Русский листок (Москва). 1902. 16 ноября. № 315. Суббота. С. 2.

Н. Шебуев

Негативы

Сегодня официальное открытие выставки «Мира искусства». Вчера посетители пускались только по почётным билетам. Целый день стучал молоток. <…>

Теперь перейду к г. Рериху. Это тоже столп и утверждение дягилевской истины.Он почерпнул свои сюжеты оттуда, где кончается область истории и начинается миф из седой, могучей скандинавской старины.Сильные, мускулистые люди его картин кажутся сказочными богатырями, а сильные, примитивные краски и тяжёлый мускулистый рисунок как нельзя более гармонируют с примитивностью их быта.Быть может, такою и была эта таинственная Русь, какою мы видим её на картинах Рериха «Очаг», «Старцы», «Заморские гости», «Идолы», «Поход» и «Город строят». В этой сюите, пока она целиком, много смысла и содержания. Поэтому я очень удивился, когда услыхал, что Третьяковская галерея хочет её разрознить, приобретая только «Город строят». ...

Русское слово (Москва). 1902. 16/29 ноября. № 316. Суббота. С. 2.

В. Л.

В Москве

(По телефону)

Сегодня открылась для публики знакомая и Петербургу выставка журнала «Мир искусства». Представителями совета Третьяковской галереи приобретены на этой выставке следующие картины: портрет В. В. Роза¬нова, писанный Бакстом; картина Рериха — «Город строится» за 21/2 тысячи рублей; «Павловский дворец» — Бенуа и непонятный «Демон» Врубеля, производивший такое тяжёлое впечатление на петербургскую публику. …

Биржевые ведомости. 1902. 17/30 ноября. № 314. Воскресенье. С. 5.

ХХХ.

Маленькая хроника

В прошлом году Третьяковскую галерею усердно упрекали в приобретении с выставки «Демона» Врубеля.

Тогда и упрёки, и слухи были преждевременны. Вчера стало известно, что совет галереи приобрёл на открывшейся выставке «Мира искусства» эскиз врубелевского «Демона», большую картину г. Рериха «Город строят» и небольшую акварель г. Бенуа с видом Павловского вокзала.

Курьер (Москва). 1902. 17 ноября. № 318. Воскресенье. С. 2.

Третьяковская галерея

16 ноября состоялось заседание Совета Третьяковской художественной галереи под председательством городского головы князя В. М. Голицына. На заседании присутствовали: А. П. Боткина (дочь П. М. Третьякова), И. Е. Цветков, И. С. Остроухов и В. А. Серов.

Главным предметом обсуждения было приобретение картин для Третьяковской художественной галереи с выставки журнала «Мир искусства», только что открывшейся в этот день. Было решено приобрести: 1) портрет писателя В. В. Розанова, художника Л. Бакста, 2) картину «Павловский Дворец» А. Бенуа (300 р.), 3) эскиз «Демона» М. Врубеля и 4) картину Н. Рериха «Город строят» из серии его произведений под названием «Русь» (2 500 р.).

И. Е. Цветков по вопросу о приобретении картины Рериха и эскиза Врубеля остался при особом мнении, полагая, что их не следовало бы приобретать для собрания Третьяковской галереи.

Московские ведомости. 1902. 17/30 ноября. № 317. Воскресенье. С. 4.

Так же: Русский листок (Москва). 1902. 17 ноября. № 316. Воскресенье. С. 2; Русские ведомости (Москва). 1902. 18 ноября. № 319. Понедельник. С. 2.

Художественная хроника

Как мы и предполагали, первая в Москве выставка картин художников, группирующихся около редакции журнала «Мир искусства», пришлась по вкусу москвичам и была сочувственно встречена московской печатью; <…>

На этой же выставке Москва впервые знакомится с интересными и оригинальными работами художника Н. К. Рериха, он взял себе ту далёкую область, когда история древней Руси начинает сливаться с мифическим, мирным временем; Н. К. Рерих так понял этот далёкий, но полный своеобразной поэзии мир, и с такой оригинальностью воспроизводит его, что приковывает к себе всецело внимание; теперь Н. К. Рерих выставил целую серию своих картин; из этой серии, в которую вошли: «Русь времён варягов», «Очаг», «Заморские гости», «Поход», наиболее интересна картина «Город строят»; последнюю картину мне пришлось видеть в мастерской художника — и, по моему мнению, по этому произведению видно, насколько двинулся вперёд Н. К. Рерих в своём художественном развитии и в силе передачи настроения. …

Биржевые ведомости. 1902. 19 ноября / 2 декабря. № 316. Вторник. С. 6.

С. Сергеевич

Выставка картин журнала «Мир искусства»

...Вот «Старцы» угрюмо сидят у подножия заповедного дуба и держат о чём-то совет, а вот и созревшее решение, и те же старцы со всем своим племенем и родом «Строят город».

...Таким образом, приобретение для Третьяковской галереи картины «Город строят» как нельзя более уместно. У нас так мало своего родного в нашем искусстве, что художники, подобные г. Рериху, должны быть всюду желанными гостями.

Курьер (Москва). 1902. 22 ноября. № 323. Пятница. С. 3.

Заметки

На выставке «Мира искусства» в Москве приобретены для Третьяковской галереи картины: Рериха «Город строят» <…> Приобретения эти вызвали против себя целую бурю в московской прессе. …

Мир искусства. 1902. № 11. С. 58.

Z.

На выставке журнала «Мир искусства»

...Менее известен г. Рерих, выступающий на выставке с целым рядом картин из русской седой старины.

...«Город строят» — плотники в белых рубахах под надзором воина на коне занимающиеся рубкой, пилкой, втаскиванием брёвен, кладкой из них стен и башен воздвигаемого града;

Русские ведомости (Москва). 1902. 26 ноября. № 327. Вторник. С. 3.

Московские вести

На выставке «Мира искусства» приобретены для Третьяковской галереи кроме картины Рериха «Город строят» ещё следующие произведения: Бакста — «Портрет В. В. Розанова», Бенуа — «Павловский дворец», Врубеля — «Демон» и несколько его же акварелей.

Русские ведомости (Москва). 1902. 9 декабря. № 340. Понедельник. С. 2.

Н. К.

Выставка картин «Мира искусства»

...Во всяком случае, картины г. Рериха интересны и по своей своеобразности, и по красивым краскам. Отметим в особенности картины: «Заморские гости», «Поход», «Город строят» и «Городок, утро». ...

Московский листок. 1902. 20 декабря. № 353. Пятница. С. 3.

Выставка «Мира искусства» в Москве

[Опубликованы иллюстрации с картин Н. К. Рериха: на с. 309 — «Город строят», на с. 312 — «На Севере», «Заповедное место».]

Мир искусства. 1902. № 12. С 309, 312.

Хроника

Москва. В конце года здесь состоялись открытия трёх выставок, имеющих каждая своеобразный интерес. Выставка журнала «Мир искусства», впервые выступившая с почти полным комплектом своих постоянных участников, большинством выставленных произведений уже знакома петербургской публике. На этой выставке Советом Третьяковской галереи приобретены «Город строят» Рериха <…>

Художественные сокровища России. 1903. № 2–3. 2, 3 с. обложки.

Выставка «Мир искусства»

<…> общий тон картин на выставке какой-то серый, далеко не оправдываемый нашей северной природой (вроде картины «Город строят» Н. Рериха, приобретённой городской галереей бр. Третьяковых).

Санкт-Петербургские ведомости. 1903. 16 февраля / 1 марта. № 46. Воскресенье. С. 3.

Н. Кравченко

Выставка «Мира искусства»

Частные лица хотят, чтобы на них смотрели как на очень больших знатоков, находящих красоту и талант там, где все не находят ничего, кроме безобразия, а что приобретается для московской галереи, читатели могут понять, взглянувши на картину Н. Рериха «Город строят».

Н. Рерих, человек не лишённый таланта, и первое время своей деятельности он заставлял думать, что дальше из его мастерской выйдут хорошие вещи. Вспомните его «Гонца» — красивую поэтичную вещь, вспомните «Старцы собираются» и взгляните теперь на этот ужасный по грубости и безвкусию ковёр, на котором с таким же искусством, как наши прабабушки гарусом по канве вышивали, написано, вернее, наклеена и составлена сцена, как прежде могли город строить. Вместо фигур людей и лошадей — одни грубые кляксы, а вместо деревянного сруба разграфлённый холст, покрытый полосами красок.

Новое время. 1903. 19 февраля / 4 марта. № 9684. Среда. С. 4.

А. А. Карелин

5-я выставка журнала «Мир искусства»

…вот художник совершенно нормальный, образованный, занимающий видное положение в официальном художественном обществе — Н. К. Рерих. Однако его «Город строят» — вещь нездоровая. Быть может, болезнь этой картины — лишь неопасная короста всего тела, но она неприятная, неприятна и как данное качественности картины. Не надо думать, что Н. К. Рерих иначе работать не умеет. Нет, он умеет писать совсем общечеловечески, что мы знаем по его некоторым прежним картинам. «И посла Государь некоего мужа рубить город» — говорит летописец, и Н. К. Рерих взял да и стал кистью рубить, а не писать свою картину «Город строят». Такого умышленного неряшества мы давно не видали. Издалека сумбур, а вблизи что-то непонятное. Конечно, мы догадываемся, что это сруб «без окошек, без дверей» и что белые камни — это плотники, но мы этого не видим. Если художник думает, архаируя свою технику, удалить нас посредством такого приёма вглубь веков темы картины, то он, очевидно, на ложной почве. Если допустить мысль, что человеческое зрение совершенствуется, то из-за того, что при царе Горохе могли видеть вселенную столь коряво, как изобразил Н. К. Рерих, ещё не следует, что мы должны смотреть столь же несовершенно.

Это не ново и не серьёзно. Это не картина, а характер той мазни «первого впечатления», которая часто портит штукатурку стен ученических мастерских. Рерих настолько талантливый художник, что ему пора отрешиться от дирижёрства почтенного С. П. Д[ягиле]ва. К общему ужасу, это неудачнейшее по технике произведение Н. К. Рериха «приобретено городской галереей бр. Третьяковых!» Комментарии к характеристике заправил галереи Павла Михайловича и его брата — излишни. Бедная галерея! А у Н. К. Рериха имеются картины, которые стоило бы купить хоть для той же картинохранилищницы.

Знамя. 1903. 20 февраля / 5 марта. № 47. Четверг. С. 3.

Н. Брешко-Брешковский

Выставка журнала «Мир искусства»

Выставка значительнее и обильнее прошлогодней. Но общий характер её приблизительно такой же. Несколько прекрасных первоклассных вещей, а остальное… всё остальное неважно. Зато претензий бездна. <…>

Несколько исторических холстов Рериха. Лучший из них — «Город строят». Он переносит нас в далёкие–далёкие времена великокняжеской Руси, когда на берегах рек воеводы строили деревянные городки, дабы они служили оплотом от вражеских полчищ. Картина страдает декоративностью, как и всё выходящее из-под кисти Рериха. Письмо слишком эскизное, и поэтому вблизи — никакого впечатления. Правильнее — впечатление чего-то грубого, неряшливого. Нельзя же в самом деле фигуру человека изображать двумя–тремя мазками толщиною в палец. Картина приобретена городской галереей братьев Третьяковых. …

Звезда. 1903. 23 февраля. № 16. С. 258—259.

В. Буренин

Критические очерки

...Но теперь вдруг г. Рерих оказался в лагере г. Дягилева и украсил его выставку четырьмя картинами, из которых одна, самая большая, достойна, пожалуй, встать наряду с произведениями «громадного мастера» г. Головина по компоновке и по живописи. Картина эта называется «Город строят». Правда, она не так уж совсем безграмотна и не так грубо и первобытно намарана, как «эскизы» «громадного мастера», г. Рерих всё же обнаруживает некоторое понятие о перспективе и о живописи. Но, тем не менее, всё-таки эта картина — да извинит меня молодой и талантливый художник за прямое и резкое выражение — в сущности, тоже образчик претенциозной наглости. В этой мнимой картине, с первого взгляда, ровно ничего не разберёшь: кажется, как будто нарисован какой-то склад брёвен и дров. На брёвнах и дровах напачканы местами не то человеческие фигуры, не то бог знает что такое. Вглядевшись издали, видишь, что действительно это как будто бы люди, ползающие на дровах и брёвнах, но какие-то особенные люди: у одного нет ноги, у другого головы, у третьего руки, у четвёртого спина напереди, а у пятого живот там, где должна быть спина. Что такое делают все эти, так неряшливо нарисованные фигуры, нельзя почти разглядеть, особенно вблизи. Подпись под картиной объясняет, что они строят город. Но, кажется, на самом деле в этой картине изображена наглядно не постройка города, а городьба того бессмысленного огорода, в котором г. Рерих желает садить декадентскую капусту. Очевидно, лёгкая городьба такого огорода и сажание в нём декадентской капусты пришлось художнику более по вкусу, чем добросовестное отношение к своему таланту и «честному и доброхвальному художеству», говоря археологическим выражением. И г. Рерих уже вознаграждён «успехом» за переход в лагерь дягилевских «недоброхвальных» мастеров: его картина приобретена для Третьяковской галереи в Москве. Мне случилось заметить, что некоторые зрители на выставке, созерцая мазню г. Рериха, выдаваемую за картину, недоумевали, каким образом такие вещи можно «приобрести» для музея. Однако подобное недоумение разрешается очень просто: в наши музеи приобретаются очень часто совсем не те картины, которые достойны красоваться в музеях, а те, о приобретении которых хорошо «похлопочут». ...

Новое время. 1903. 28 февраля / 13 марта. № 9693. Пятница. С. 2.

Андрей Карелин

«Современное искусство».

Выставка произведений Н. К. Рериха

...Вся наша критика единогласно признала и признаёт Н. К. Рериха талантливым художником. Это положение несомненно, и его оспаривать никому не приходится. Мы знакомы с целым рядом его работ, начиная с первых шагов его участия на выставках. Ещё на днях пришлось писать и читать статьи о его картине «Город строят». В. П. Буренин за этот город стремительно обрушился на Рериха, признаваемого и им талантливым художником. Мы же называли технику этой картины «дерзкой». Теперь, когда Рерих представлен перед нами полностью и с его подготовительными работами к картинам и самими картинами, мы должны разобраться в причинах такой манеры его живописи. ...

Знамя. 1903. 4/17 марта. № 59. Вторник. С. 2.

В. Розанов

На выставке «Мира искусства»

...«Город строят», его же, даёт картину человеческого труда. Если неосторожно стать близко к картине, то увидишь вместо людей какие-то белые пятна. Но ведь мы видим геометрическую линию контура лишь у самых близких предметов, приблизительно расположенных на письменном столе. Улицу, двор, лес, небо — мы, в самом деле, видим в пятнах, но так, что «пятен!» от леса никак не смешаем с пятнами от улицы, стены забора. На надлежащем расстоянии «Город строят» даёт впечатление такой живости и натуральности, что хочется потянуть носом воздух, чтобы услышать чудный запах свежераспиленной сосновой доски. …

Хроника журнала «Мир искусства». 1903. № 6. С. 53–55.

А. Ростиславов

Картины Рёриха

...Во многих картинах Рериха импрессионистская жизненность сливается с примитивной простотой и особенной, полуфантастической, полуреальной красотой, напр., в картинах «Строят ладьи», «Город строят», «Славянская жизнь», «Сходятся старцы», «Идолы» и др. ...

Театр и искусство. 1903. 23 марта. № 13. Воскресенье. С. 277–278.

С. Недлер

Декадентские силуэты

...Два художника, составляющих комиссию для покупки картин в Треть¬яковскую галерею, уже достаточно скомпрометированы для того, чтобы был повод немедленно лишить их опрометчиво дарованных им прав.

Их приобретения для московской галереи уже давно порождали недоумение. Покупка же «Постройки города» г. Рериха возмутила всех.

Эта претенциозная мазня ни в каком случае не должна красоваться в национальной галерее. Довольно ворон в музее Императора Алек¬сандра III. Если душеприказчики г. Третьякова не примут мер, возмущённым художникам следует самим вынести это лубочное и дерзкое произведение, чтобы впредь не было повадно почёт, славу и деньги зарабатывать бесшабашной мазнёй.

Я нарочно в подробностях осмотрел это произведение, возбудившее столько негодования.

Художником вычерчен контур, вероятно, заимствованный из какой-нибудь рукописи, причём даже не исправлены перспективные ошибки. Затем подобран тон свежего бревна, освещённого солнцем, и этой краской вымазаны все постройки, возводимые на берегу, подверженном размывке водой.

Затем суконной краской, выдуманной г. Пурвитом, выкрашена река, с красными полосами по берегу (вероятно, кирпич).

Когда подмалёванный таким примитивным (японским?) способом холст показался художнику монотонным, он облепил постройки вертикальными подтёками, а теневые стороны башен замазал ламповой копотью. Этой же копотью изобразил и падающие на траву тени, формы которых с перспективной точки зрения чрезвычайно бесцеремонны.

Для оживления расставлены чучела без ног и голов и без всякого масштаба по отношению к постройкам.

Вне всяких сомнений, что «Постройка города» — не произведение искусства. Если б художник исполнил таким образом маленький эскиз, он им¬ел бы оправдание. Но это целое произведение, которое приобретается для России и будет повешено рядом с выношенными или высокоталантливыми работами лучших русских художников. ...

Заря. 1903. 4 апреля. № 34. Пятница. С. 9–10.

В. Стасов

Две декадентские выставки

...Напротив, даже страшна неудачная картина последнего его времени: «Город строят», представляющая, вместо городка, какое-то безалаберное, фантастическое столпотворение вавилонское, с отталкивающим жёлтым колоритом, много выиграла бы, кажется, если бы была исполнена только пером и карандашом....

Новости и биржевая газета. 1903. 25 апреля / 8 мая. № 112. Пятница. С. 2.

Ив. Лазаревский

Художественная хроника

...— Да, — перебил художника его товарищ, — там интересуются нашим молодым искусством и совсем с иной меркой подходят к произведениям русских, чем то делалось раньше. Я был в Берлине недавно и воочию убедился в том, что то, что у нас лишь бранят да не понимают, вызывает там одобрения и восторги. Например, такая участь постигла картину Н. К. Рериха «Город строят». …

Биржевые ведомости. 1903. 6 сентября. Вечерний выпуск. № 442. Суббота. С. 2.

Сергей Маковский

Народная сказка в русском художестве

...На выставках «Мира искусства» (кстати сказать, сыгравших значительную роль в истории русской живописи) появлялись его картины менее сосредоточенно-угрюмого характера, напр., «Строящийся город», приобретённый в Третьяковскую галерею. ...

Журнал для всех. 1904. Февраль. № 2. С. 97–106. На с. 101 помещены ч/б иллюстрации с картин Н. К. Рериха «Зловещие» и «Языческое».

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика