|
Название |
Ближе к тебе, мать-земля... |
Год |
1968 |
Серия |
Библейская серия |
Где находится |
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва |
Материалы, размеры |
Холст, темпера. 111,3 x 242,8 см. |
Источник |
Сайты ГМИНВ, roerich-heritage.ru и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/ |
Примечание |
Инв. 9544 II, 44105 КП
Из книги "Росова В.А. Лики Христа. Библейская живопись Святослава Рериха.: «Триумф Евы» и логически, и художественно дополняет картина «Ближе к тебе, мать-земля» (1968). Святослав Рерих видел в ней развитие темы. Участвуя в подготовке своих выставок, он следил за тем, чтобы эти две работы были всегда рядом." См. "Триумф Евы"
Загружено 3 изображения из разных источников. |
|
|
…полотно композиционно делится на две части. Правая сторона занята беспорядочной группой «хиппи». Они бесцельно топчутся на одном месте в вызывающих или понурых позах и решают «коренные вопросы бытия» (что подсказано символически знаками над их головами), не прилагая для их решения своих, уже расслабленных бездействием рук. По существу все проблемы у них сводятся к одной: «Что в данный момент мне больше всего хочется и как это хотение легче всего осуществить?» Этой группе художник противопоставляет фигуру молодой женщины, труженицы полей. В руках у неё корзина с плодами матери-земли. За женщиной бежит здоровый, жизнерадостный ребёнок. Оба они живут в мире реальной человеческой деятельности и радостном ощущении окружающей их жизни. Святослав Рерих так комментировал своё произведение: «Всё это я видел своими глазами у нас в Гималаях. Туда приезжают много «хиппис». Их привлекает растущая на склонах марихуана, к которой местные жители совершенно равнодушны. Почти все «хиппис» - наркоманы. Среди них есть много несогласных с существующим стандартом жизни, много искренне ищущих чего-то нового. Однако пренебрежение подлинными духовными ценностями и безответственность перед обществом толкает всех этих «хиппис» на скользкий и самообольстительный путь поисков лёгких решений и мгновенных «чудес». Они не хотят знать, что истинные чудеса на нашей земле достигаются только в неутомимом и радостном творческом труде.
П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.209
|
|
В ином аспекте трактует Святослав Рерих кризис современной цивилизации в картинах «Ближе к тебе, мать-земля» и «Триумф Евы». На первый взгляд разные по сюжету и привлечённым аксессуарам, эти произведения развивают одну и ту же тему, логически дополняя друг друга. При подготовке выставок художник обычно следил за тем, чтобы в экспозиции они соседствовали.
(…) Сопоставляя картины «Ближе к тебе, мать-земля» и «Триумф Евы», написанные художником в одном и том же 1968 году, мы видим в них развитие одной темы, темы духовного кризиса той паразитической прослойки человеческого общества, которая забыла о значении труда, об ответственности перед великим даром жизни. Эти люди венчают «царя природы» - человека – короной гедонизма и утилитаризма. В картине «Триумф Евы» Святослав Рерих тонко иронизирует над иллюзорными, но отнюдь не «безвинными» триумфами подобного рода, над тем внедрившимся «стандартом жизни», который губит саму жизнь.
|
|
...Талант Святослава Рериха многогранен. Нередко он прибегает к «композиционным» работам со сложными философскими аллегориями. Таковы, например, картины «Ближе к тебе, мать-земля», где хиппи западного мира вдруг увидели сильную бодрую крестьянку с корзинной, полной земных плодов, и неожиданно остановились, сраженные ее естественностью и простотой. |