Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=271&size=3
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
На картине Н.К.Рериха «Гуань-инь» изображена особо почитаемая китайским народом Бодхисатва, являющаяся олицетворением безграничного милосердия и сострадания, которое она изливает на весь мир. Само её имя означает «внемлющая звукам мира». Гуань-инь — богиня-покровительница женщин, материнства, младенчества, подательница детей, а также покровительница профессий, связанных с опасностями. Считается, что произносящий её имя получает избавление от бед: она может облегчить страдания, утешить, спасти. Обратиться за помощью к этой милосердной заступнице может любой человек. Она способна принять различные облики: к старику она приходит стариком, к монаху — монахом, к женщине — женщиной. Она может являться как в милостивом, так и в грозном обличье. Гуань-инь часто изображали стоящей в окружении детей или сидящей в свободной позе, внимательно прислушивающейся к чему-то. Её также изображали многорукой богиней, на каждой ладони которой находится глаз; благодаря этому она одновременно может видеть всех находящихся в беде. Н.К.Рерих пишет: «И на Востоке и на Западе лик Великой Матери-женщины есть мост полного Единения. Радж-Раджесвари — Всемогущая Матерь. (...) И когда Запад говорит о Сторучице православной церкви, то она есть иной аспект образа многорукой, всепомогающей Гуань-инь. Когда Запад говорит с почитанием о золототканом платье итальянской Мадонны и чувствует глубокое проникновение картин Фра-Анжелико, а мы вспомнили о символах Всеокой, Всезнающей Дуккар. Вспомнили о Всескорбящей. Вспомнили о многих образах Всепомогающей и Вседающей. (...) Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Гуань-инь, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука — все эти благие образы, все эти жертвовательницы... как добрые знаки единения. И каждая из них сказала на своём языке, но понятном для всех, что не делить, но строить нужно. Сказала, что пришло время Матери Мира».
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Николай Константинович Рерих не писал портретов своей жены - "другини, спутницы, вдохновительницы". Однако, будучи художником-символистом, он запечатлел её аллегорический образ в картинах: "Камень несущая" (1933), "Агни-Йога" (1928-1930), "Огненные мысли" (1930-е годы) и других. Одна из таких картин -"Тара" (1933). Тары - женские божества буддийской мифологии, спасительницы от мук сансары (санскр. - "цепь перерождений"). Самые известные среди них - милостивые Зелёная и Белая Тары. Считается, что их воплощением могут быть земные люди, исторические лица. В иконографии Тары предстают в канонических позах, в платьях индийской царевны. Рерих же изображает свою героиню как реальную женщину восточного облика, без нимба, сидящую у водоёма в окружении высоких гор. В картине всё иносказательно. Как зеркало озера может отражать сияние небес, как всплески скал - ритмы Вселенной, так и душа женщины - музыку надземных сфер. Слышимая ей одной, она под её пальцами начинает звучать и для других. На Востоке верят, что музыка является действенной силой, что она, раскрывая сердца и направляя по космическому пути Дао, способна избавить от страданий и череды человеческих перевоплощений. Символика играющей на струнном инструменте Тары и в самом деле близка духовной сути Елены Ивановны Рерих, которая смогла воспринять от высокого источника Учение жизни и передать её всем нуждающимся, спасая их души и направляя на путь совершенствования и служения идеалам Света. Е.П. Маточкин, кандидат искусствоведения. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Фотография в архиве Музея Николая Рериха (г. Нью-Йорк), из книги Filippo de Filippi "Storia della spedizione scientifica italiana nel Himàlaia, Caracorùm e Turchestàn cinese: 1913-1914", опубликованной в 1924 г.: |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Ист.: https://vk.com/im/convo/274393987?entrypoint=list_all&w=wall-69707889_41282 На картинах Н.К. Рериха «Гуань-инь» изображена особо почитаемая китайским народом Бодхисатва Авалокитешвара, являющаяся олицетворением безграничного милосердия и сострадания, которое она изливает на весь мир.
Имя Гуань-инь (Куан-ин) означает «внемлющая звукам мира»; её также называют «Божественным Гласом», «Сладкозвучным Гласом». На картине Рериха мы видим, что сама природа находится под её властью: скалы наклонены в ту же сторону, что и фигура Гуань-инь; они находятся под влиянием ритма божественных звуков, извлекаемых ею из музыкального инструмента. Изысканная и утонченная грация, движение складок одежды, летящих птиц, убегающих линий гор на горизонте — все как бы пронизано небесным дыханием, все создает тот одухотворенный ритм, который более всего ценился в искусстве Китая. Гуань-инь часто изображали стоящей в окружении детей или сидящей в свободной позе, внимательно прислушивающейся к чему-то. Её также изображали многорукой богиней, на каждой ладони которой находится глаз; благодаря этому она может одновременно видеть всех находящихся в беде и оказать помощь. Считается, что произносящий её имя получает избавление от бед: она может облегчить страдания, утешить, спасти.
Древние легенды Китая рассказывают, что Гуань-инь при жизни была дочерью князя Мяо Чжуан-вана и носила имя Мяошань. Юная принцесса, вопреки воле её строгого отца, отказалась выходить замуж и ушла в монастырь. Рассерженный отец приказал Мяошань покончить с собой, но меч, который должен был поразить её, рассыпался на тысячу кусков... Поселившись на островах Путо, сострадательная святая исцеляла больных и спасала моряков от кораблекрушения. Как-то ей стало известно, что её отец тяжело заболел. Мяошань исцелила его, и отец воздвиг в её честь статую, что стало началом культа богини Гуань-инь — милосердной заступницы, обратиться за помощью к которой может любой человек.
Н.К. Рерих в статье «Миссия женщин» пишет: «И на Востоке и на Западе лик Великой Матери-женщины есть мост полного Единения. Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Гуань-инь, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука — все эти благие образы, все эти жертвовательницы... как добрые знаки единения. И каждая из них сказала на своём языке, но понятном для всех, что не делить, но строить нужно. Сказала, что пришло время Матери Мира».
И.И. Сереброва. Внемлющая звукам мира |